Несколько лет назад бизнес-школа «Сколково» провела исследование, чтобы выяснить, какие компетенции есть у лидеров и руководителей ведущих компаний России и мира, и чем российский менеджер отличается от иностранного.
В основе исследования — принцип скрининга компетенций реальных менеджеров российских и международных компаний через открытую профессиональную сеть LinkedIn. Эта сеть позволяет каждому менеджеру отметить те компетенции (skills/knowledge/abilities), которые он считает у себя развитыми. А его коллеги в сети могут это подтвердить или оставить без внимания. В анализ брались только подтвержденные компетенции.
Нам удалось просканировать, систематизировать и сравнить между собой компетенции более 3000 менеджеров российских и международных компаний (по 1500 с каждой стороны), в сопоставимых отраслях и компаниях. В результаты было выявлено более 1200 специфических знаний/навыков/способностей. Частота встречаемости отдельных компетенций среди 3000 менеджеров составляла от 30% (то есть имеется почти у каждого третьего менеджера до 0,1% (то есть встречается у 1 на 1000 и является очень специфичной).
Анализ компетенций показал, что менеджеры и российских, и международных компаний имеют набор общих компетенций — т.н. «ядро компетенций». Они в одинаковой степени есть как в мире, так и в России, что позволяет говорить о реально существующем стандарте менеджмента, сложившемся в управленческой практике. В него входят понимание стратегии, финансов, маркетинга, проектного управления, переговоры — в общем, почти все, что является основой современного стандарта MBA и EMBA, который преподается в бизнес-школах. Поэтому бизнес-образование стало почти обязательным для любого управленца, который хотел бы добиться успеха в современном мире.
Вместе с этим, был выявлен набор «специфических компетенций», которые больше развиты у менеджеров мировых компаний, и почти отсутствует у нас. И наоборот. Так, топ-5 компетенций, которые доминирует в России связаны с финансами, слияниями и поглощениями, due diligence. В топ-5 специфических компетенций западных менеджеров попало все, что связано с разработкой новых продуктов, продажами, командным лидерством.
Другое наше исследование показало, что у цифровых компаний-лидеров есть еще две уникальные компетенции, который отсутствуют у традиционных компаний и которые важны для успеха в новом мире. Это способность выстраивать стратегические партнерства (strategic partnership) и понимание клиентского опыта (client experience) — то есть того, что нужно человеку в каждый конкретный момент и как создать для него действительно необходимую ценность. С моей точки зрения, эти две компетенции можно назвать «золотыми компетенциями» в управлении на следующие 10-20 лет. И именно на этом мы фокусируем внимание в процессе обучения в бизнес-школе «Сколково».