INSEAD входит в число лучших бизнес-школ мира. Хороша знакома она и многим крупным отечественным предпринимателям, и тем, кто интересуется программами МВА. Репутация этой бизнес-школы, по утверждению ее знающих, строится на международном подходе к менеджменту, на высоком качестве преподавания, культурном разнообразии ее слушателей, а также на прочных связях с миром бизнеса. Интервью «НГ» дал декан INSEAD Габриэль Хававини.
– Господин Хававини, преимуществом западных школ МВА считается универсальность подготовки в них. А есть ли сложности в том, чтобы научить слушателя управлять бизнесом в любой сфере, будь то услуги или тяжелая промышленность, финансы или индустрия развлечений? И возможно ли это в наш век технических новаций и инноваций?
– Никто не является Биллом Гейтсом или Ричардом Бренсоном. В INSEAD мы очень верим в то, что можем научить, как управлять бизнесом. Наша программа предусматривает твердую основу по общим навыкам менеджмента в условиях постоянно меняющейся глобальной бизнес-среды. Программа – это не статический набор директив для настоящего времени, это динамическая структура аналитических навыков, методов и интеллектуальных инструментов, которая будет такой же ценной через двадцать лет, какой она является сразу же после окончания нашей школы. Например, культурное разнообразие слушателей INSEAD и широкий спектр их деятельности помогают сделать наше заведение той уникальной образовательной средой, в которой особо поощряются обмен деловым опытом между всеми участниками. А жизнь в кампусах (в Фонтенбло и в Сингапуре) делает коллектив слушателей более сплоченным, помогает им лучше понять друг друга, быстрее достичь глубокого понимания различных стилей и отношений, которые будут для них полезны в их будущей карьере менеджеров.
– Много ли ваших слушателей меняют после завершения учебы место работы или даже страну проживания?
– Наша статистика свидетельствует, что 50% наших выпускников 2003 года поменяли страну проживания. Возглавляют этот список в основном граждане Индии, стран Скандинавии и Восточной Европы. 41% наших выпускников 2003 года поменяли либо свою профессию, либо свою должность после получения степени MBA. 38% нашли интересную работу по консультированию, 21% – по финансам, 12% – в сфере маркетинга, 10% – в корпоративном планировании бизнеса, 10% – в общем менеджменте, 4% – в операционном менеджменте.
– В России примерно 30% выпускников МВА говорят, что окончание МВА существенным образом повлияло на рост их карьеры. Причем эти цифры взяты из опроса выпускников, окончивших как отечественные бизнес-школы, так и западные.
– Каждый год INSEAD проводит исследование по нашим выпускникам. Результаты 3–5 лет показывают, что через 30 лет после окончания школы 40% наших выпускников выходят на уровень директоров-управляющих и еще 35% – на уровень руководителей. Большинство из них согласно в том, что благодаря INSEAD MBA они имели доступ к значительно более высокому уровню возможностей в сфере бизнеса. В дополнении к этому ежегодное исследование Financial times по выпускникам MBA показывает, что через три года после окончания школы выпускники MBA добиваются как значительного прогресса в карьере, так и значительного роста заработной платы.
– И все-таки чем объяснить тот факт, что иногда совсем даже не оправдываются карьерные ожидания выпускников MBA?
– Это происходит тогда, когда студент не провел достаточного самоанализа. Важно понять, что степень MBA не сделает для вас всё. Работодатели могут принять во внимание и многие другие аспекты, приглашая вас на работу. Они будут смотреть ваше предыдущее образование и профессиональный опыт. Мы всегда говорим нашим студентам, что МВА не гарантирует, что может подчас и измениться все: профессия, должность и страна. Относиться ко всему нужно более реалистично – идти к лучшим изменениям последовательно, шаг за шагом.
– Почему наши бизнесмены пока охотнее выбирают отечественные школы, нежели за рубежом? И каков ваш прогноз на будущее?
– Учеба в зарубежной школе требует хороших языковых навыков, и она может очень дорого стоить. Кроме того, слушатель должен на время учебы покинуть дом, семью и друзей. Вот почему мы думаем, что совершенно нормально то, что национальные школы продолжают привлекать пока большое количество «национальных» участников.
Однако рынок международного образования будет расти. В настоящее время в программе MBA представлено 70 различных национальностей, и ни одна из них не представлена в количестве, превышающем 12% от общего числа слушателей. В INSEAD учатся 880 слушателей MBA, из которых 20 – россияне. За пределами России вы найдете программы MBA в самых разных формах и форматах: полная программа, неполная программа, национальный, международный, общий менеджмент, специализированная программа (предметы роскоши, вино, футбол).
В связи с тем, что на рынке есть так много различных программ, степень MBA сегодня даже довольно «разбавлена». Иногда даже степень MBA из-за этого совсем не ценится, и некоторые MBA-программы по стоимости недорогие. И это многое меняет в статусе МВА. Сегодня марка и репутация бизнес-школы выходит на первое место. И все чаще и чаще имеет огромное значение – кто вам выдал диплом MBA.
Александр Песков
Независимая газета, 18 марта 2005 г.