Чем круче вверх стремится карьерная лестница, тем больше знаний и навыков требуется современному управленцу. Однако времени на освоение всего этого остается совсем немного, поэтому бизнес-школы предлагают новые методы обучения, где максимальные, в том числе и практические, знания можно получить, изрядно сэкономив время. Российский рынок бизнес-образования старается не упустить момент, и новые форматы обучения появляются с завидной частотой.
«Если говорить о рынке тренингов и коротких программ, то здесь новые направления появляются достаточно часто, — делится наблюдениями руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России Анна Измайлова. — Как правило, они связаны с теми или иными трендами в бизнес-среде. Пример одного из последних продуктов — коучинг, вошедший в жизнь руководителей относительно недавно. Но основной тенденцией на рынке образования является все-таки стремление капитализировать уже существующие бренды, такие как MBA или Executive MBA. Необходимость же появления все новых программ обусловлена в первую очередь ускорением темпа жизни. Современный руководитель прежде всего ценит свое время, а уже потом деньги. Новые форматы предусматривают большее вовлечение в процесс обучения, а значит, и большую эффективность. Именно поэтому стали набирать популярность вебинары и видеоконференции».
А вот традиционные лекции постепенно выходят из моды. По мнению Анны Измайловой, на них очень легко рассеивается внимание, и в итоге запоминается лишь малая часть материала. Бренд EMBA с его практической направленностью, напротив, продолжает стабильно развиваться.
Плотное сотрудничество с зарубежными бизнес-школами, освоение мирового бизнес-опыта в России можно считать трендом, и местные образовательные учреждения стараются ему соответствовать.
Заграница нам поможет
«MBA я окончила одной из первых в России, еще в 1998 г., — делится воспоминаниями владелица частной галереи Анна Мусаханова. — Тогда программа появилась на базе МГЛУ им. Мориса Тореза. К нам приехали преподаватели из Америки, прочитавшие курс, идентичный американскому MBA. Диплома MBA эти курсы не давали, однозначно применимых к жизни знаний, как позднее выяснилось, тоже. Рассчитывать приходилось только на собственные ответственность и работоспособность. Основная польза обучения на тех курсах MBA — это полученный навык интенсивного самообучения. Ну и для работодателей тогда курсы MBA были значимым плюсом».
Прошли те времена, когда неопределенное понятие «обучение по зарубежным методикам» привлекало топ-менеджеров. Сегодня каждый, кто готов платить за знания, хочет отчетливо понимать, как именно «зарубежные методики» пригодятся для решения задач здесь, в России. Бизнес-школам теперь необходимо не просто привозить успешных топ-менеджеров «из-за бугра», но и отслеживать практическую направленность и методическую целостность всех предложенных методов обучения. Так мировой бизнес-опыт интегрируется в российские реалии.
«Стокгольмская школа экономики в России является полноценным представительством Stockholm School of Economics в Стокгольме, — поясняет Анна Измайлова. — Это позволяет достичь полной идентификации образовательного продукта на российском рынке».
Но одним из самых действенных методов обучения с использованием зарубежных контактов по-прежнему являются стажировки. «В обучение на программах Executive MBA включены учебные модули в Стокгольме, Риге, Китае, Амстердаме, — рассказывает Анна Измайлова. — Это позволяет участникам наблюдать за осуществлением тех или иных бизнес-процессов непосредственно в компаниях. Для людей, которые стремятся активно взаимодействовать с бизнес-средой и выходить на новые рынки, важно понимать, как бизнес-модели функционируют на практике и каковы особенности этой практики в разных странах мира».
Если говорить комплексно об использовании возможностей международного сотрудничества для обучения, то стоит рассказать о нескольких популярных сегодня формах.
Например, серьезная международная составляющая имеется в программах бизнес-образования МИРБИС.
«Основными форматами являются стажировки, совместные программы MBA и консорциум школ бизнеса Global Executive MBA, — рассказывает вице-ректор МИРБИС, декан Школы бизнеса Екатерина Лисицына. — Стажировки являются дополнительной опцией для слушателей программы MBA. Слушатель может ознакомиться с планом стажировок на учебный год и выбрать любое время, любой регион или направление для поездки. Так, в 2013/2014 гг. слушателям предложены темы: «Управление проектами» (Кремс, Австрия), «Выход иностранных компаний на рынки Юго-Восточной Азии» (Сингапур, Гонконг), «Актуальные технологии HR-менеджмента» (Германия, Швейцария), «Международный опыт управления логистикой» (Бельгия), «Управление маркетингом на примере международных компаний» (Австрия, Италия) и др. Стажировки, помимо семинаров и мастер-классов в университетах — партнерах МИРБИС, обязательно включают визиты в компании, позволяющие ознакомиться с особенностями организации бизнеса, с культурой ведения бизнеса «изнутри».
В МИРБИС успешно реализуется программа «двойного диплома» MBA с британским университетом «Лондон Метрополитен». В 1997 г. программа MBA МИРБИС была аккредитована этим британским университетом, и в этом же году открылась совместная программа МИРБИС и London Metropolitan, разработанная специально для слушателей MBA. Программа «двойного диплома» дает возможность слушателям, не выезжая на обучение в Великобританию, получить диплом MBA установленного образца Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», а также степень магистра делового администрирования (MBA) London Metropolitan University. Учебный процесс по программе «двойного диплома» представляет собой следующее: основное обучение по программе «двойного диплома» проводится в МИРБИС.
Слушатели программы «двойного диплома» получают онлайн-доступ к библиотечным ресурсам университета «Лондон Метрополитен». Дополнительная составляющая университета-партнера включает лекции и индивидуальные консультации в Москве, лекции, семинары, визиты в компании и индивидуальные консультации во время стажировки в Лондоне. Аттестационные работы (research proposal и дипломная работа) на английском языке направляются в университет для проверки внутренними и внешними экзаменаторами. Дважды в год, в мае и октябре, проходит заседание экзаменационного совета, где представители London Metropolitan University оглашают результаты аттестационных работ и выносят решение о присуждении степени MBA London Metropolitan University.
Еще одним востребованным форматом международного сотрудничества является консорциум Global Executive MBA. Слушатели программы Executive MBA — менеджеры высшего звена и собственники бизнеса — в рамках обучения на программе EMBA проходят обязательный международный модуль в Италии, США, Бразилии или ЮАР на базе бизнес-школ — участников консорциума. В отличие от широко предлагаемых на образовательном рынке стажировок, обучение в период модуля ведется в интернациональных по составу группах, что позволяет расширить обмен опытом, знаниями и личными связями.
Личные связи студенты бизнес-школ могут приобрести и во время практических занятий с представителями крупного российского бизнеса, который в последнее время все охотнее идет на такое сотрудничество.
Наша Russia
«За последние несколько лет сотрудничество с бизнесом стало более открытым, — констатирует Екатерина Лисицына. — Представители бизнеса преподают курсы по программам MBA и Executive MBA, предлагают практические мастер-классы для слушателей. Компании, в частности те, которые имеют в своей структуре корпоративные университеты, обращаются с заказами на образовательные модули для своих сотрудников. Школа бизнеса дает экономическую и управленческую базу, инструментарий, помогающие ставить сотрудникам новые задачи и реализовывать корпоративные проекты. Как правило, защита проектов происходит на последнем занятии, на которое приезжают руководители компании, и они вместе с преподавателями школы бизнеса оценивают проекты, отбирая лучшие».
Подтверждают позитивную тенденцию и в других бизнес-школах.
«Это очень плотное и постоянное сотрудничество, — описывает взаимодействие Стокгольмской школы экономики с представителями бизнеса Анна Измайлова. — Например, в рамках программы EMBA существует часть MBA Live, посвященная консалтингу в реальных компаниях и решающая реальные задачи этих компаний силами участников программы. В рамках программы MBA мы регулярно приглашаем представителей бизнес-сообщества. Они обсуждают с участниками программ реальные кейсы из своей практики. Очень часто такими спикерами становятся наши выпускники, которые уже говорят с участниками программы на одном языке».
Главная задача бизнес-школ в данной ситуации — найти удобные форматы для передачи знаний представителей бизнеса студентам. И таких успешных форматов найдено немало.
«Основными форматами нашей школы являются: разбор бизнес-кейсов, бизнес-симуляции, тренинги, индивидуальный и групповой коучинг, визиты в компании, — рассказывает Анна Измайлова. — Что же касается тренингов и бизнес-игр, то благодаря их интерактивному формату и возможности моделирования реальных бизнес-ситуаций бизнес-симуляции и тренинговые сессии, безусловно, являются наиболее востребованными частями программы».
Разумеется, студенты бизнес-школ редко нуждаются в каких-либо общих знаниях, потому большой популярностью пользуются авторские курсы.
«Практически все курсы, читаемые в рамках программы MBA, являются авторскими, — сообщает Екатерина Лисицына. — Преподаватели MBA — бизнес-тренеры, консультанты, руководители высшего звена — выходят к аудитории со своими наработками, представляющими сплав преподавательского и практического опыта. Ведь в чем секрет успеха преподавателя программы MBA? Практика плюс способность донести знания о ней до слушетелей, свободное владение материалом и хорошая коммуникация с аудиторией. Неотъемлемая часть MBA — мастер-классы, потому что невозможно охватить все темы в рамках учебного плана. Практика МИРБИС — 1-2 практических мастер-класса в месяц. Например, в 2012/2013 учебном году перед слушателями выступили представители компаний «Уралсиб», HILTI, Mercuri International, Tele-2, Фонда «Сколково» и др.».
Успех бизнес-школ зависит от умения предсказывать будущие потребности своих студентов. Поэтому на российском рынке бизнес-образования внимательно наблюдают за местными и мировыми тенденциями форматов бизнес-обучения.
Анализируй это
«Общая образовательная тенденция — уход с очного на дистанционное обучение, — анализирует рынок руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Вера Анисцына. — Не думаю, что и MBA этого избежит. Наиболее привлекательным образованием является западная программа MBA, где обучение идет на английском языке, а практикой делятся ведущие менеджеры из топовых мировых компаний. Российский же MBA дешевле, проще, и, что главное для работодателя, сотрудник имеет возможность надолго не выпадать из рабочего процесса. Конечно, в российских программах MBA встречаются бизнес-тренеры с мировым именем, но, как правило, иностранцев не более 20%, существуют программы, где тренеры — исключительно наши соотечественники, и только на стажировках (дополнительная опция) можно пообщаться «вживую» с иностранными специалистами. Дополнительное образование для работодателя — это несравненный плюс кандидата, однако в первую очередь оцениваются именно профессиональные компетенции менеджера, достигнутые цели, а уже потом наличие каких-либо сертификатов».
Российские бизнес-школы, выбирая для себя форматы преподавания, ориентируются на мировые тренды и отзывы специалистов, уже получивших бизнес-образование. Значительная часть сегодняшних успешных представителей бизнеса училась за границей, и, рекомендуя друзьям или сотрудникам бизнес-школу, они рассказывают о форматах обучения, действительно сработавших.
«Есть разные типы людей. Кто-то усваивает лучше письменную информацию, прочитав и обдумав ее, кому-то надо услышать или увидеть. Для меня лучшая форма — это практика, — вспоминает выпускница бизнес-школы INSEAD, основательница семейного ресторана и арт-студии «Рибамбель» Юлия Федоришина. — Все примеры, которые надо было разработать, визуализировать, обсудить в группе, запомнились. Я брала курс для предпринимателей, когда нас на три дня вывезли из школы в отель в лесу, и мы, разбившись на группы, за 72 часа довели проект от идеи до презентации реальным инвесторам визуализации и детально разработанного бизнес-плана. Такое не забудется никогда, мы отрывались только на сон, в остальное время обсуждали, придумывали, спорили, улучшали и чувствовали себя совершенно счастливыми людьми. Теоретические курсы были очень интересными, но сейчас, со временем, они начинают забываться».
Значимость практических занятий отмечает и генеральный директор PR-агентства Intelligence Екатерина Толкунова. «На третьем курсе журфака МГУ у меня появилась возможность пройти стажировку в Westminster University в Лондоне, — рассказывает Екатерина Толкунова. — Я выбрала программу International Marketing and Business Studies. За год учебы в Лондоне я получила точно не меньше знаний, чем за три курса в МГУ.
Очень много практических курсов, которые приходят читать действующие специалисты. Например, в London School of Economics, где я училась, уже закончив МГУ, в магистратуре по специальности Master of Science in Media and Communications, журналист BBC, помимо всего другого, рассказывал, как проходит его день в редакции и какие действия пиарщиков работают лучше, а какие не работают, как написать пресс-релиз, чтобы журналист из множества других релизов обратил внимание именно на ваш».
Изменения форматов бизнес-программ отслеживают и в Стокгольмской школе экономики. «Формат EMBA меняется достаточно медленно, потому что он представляет собой определенный набор дисциплин, необходимых управленцу для сбалансированного управления компанией, — комментирует Анна Измайлова. — Как правило, все изменения имеют практическую направленность. Это иллюстрируют новые программы EMBA Live и EMBA-Practice».
Наши бизнес-школы внедряют у себя различные форматы образования, успешно конкурируя с предложениями зарубежных школ. Потенциальным студентам остается лишь выбрать наиболее подходящее для себя учебное заведение и вынести оттуда максимальный объем знаний и умений за минимальное время. Форматы обучения вполне это позволяют, было бы желание.
Ирина Неверова, руководитель программ дистанционного обучения ВШКУ РАНХиГС при президенте РФ:
«Сегодня бизнес-школы имеют все возможности экспериментировать, желание они имели всегда. По счастливому стечению событий, к экспериментам готов и рынок в целом, и слушатель персонально. Конечно, мы в ВШКУ используем эти возможности!
Совершенно естественно возник комбинированный формат обучения, включающий аудиторные классические часы, интерактивы, case study, бизнес-игры и модули дистанционного формата. Слушателю нравится чередовать виды активности: работать в малых группах в аудитории, соревноваться, узнавать иные мнения, индивидуально обсуждать с преподавателем важные именно для него вопросы на платформе СДО. Удивительно, как ценно для взрослых персональное внимание и участие тьюторов, с какой готовностью и азартом они включаются в обсуждение материала. Нам удалось даже самые тонкие управленческие навыки (soft skills) развивать и отрабатывать на платформе дистанционного обучения.
ВШКУ РАНХиГС успешно использует эти форматы в нескольких корпоративных проектах, включая такие, как, например, «Сахалинский государственный университет», «Министерство экономического развития РФ». Они полностью сфокусированы на формировании конкретных управленческих компетенций, эффективны, и, что совсем немаловажно, в них с удовольствием погружаются слушатели.
Другое интересное для ВШКУ направление — международные программы MBA. Вместе с нашими стратегическими партнерами — AFW (германская академия экономики) и австрийским университетом — мы создали программу «MBA в международном менеджменте». Она рассчитана как на европейских, так и на российских слушателей. Основной формат программы — e-learning, включая очные сессии и стажировки в странах Европы и в РФ, рабочие языки — английский или немецкий».
Мила Кретова
журнал «Компания», № 36