РБК Тренды опубликовали результаты исследований «Как развивался российский рынок бизнес-образования в 2021 году». Тема, конечно, важная, но в нашем быстроменяющемся мире сведения семимесячной давности будут интересны разве что будущим историкам российского бизнес-образования. Всё, что описано в статье, было широко известно до ее публикации: и blended-learning, и онлайн-, и soft skills, и цифровизация.
С цифрами интереснее: в статье утверждается, что согласно исследованию деятельности «37 бизнес-школ, представляющих 70% рынка», в 2021 году объем рынка бизнес-образования [MBA,EMBA,DBA —прим.] достиг ?6,2 млрд. Как относиться к этой цифре? Школа управления «Сколково», в лице ее руководителя Александра Кима ей верит. Может эта цифра и близка к реальности, а может быть и не очень. Основания сомневаться в этой цифре (да и в других тоже) дает приведенный в статье список лидеров рынка.
Доли Сколково и ИБДА РАНХиГС в реальности сопоставимы, а вот третье место бизнес-школы AMI, при всем к ней уважении, вызывает большое сомнение. Согласно
данным самих бизнес-школ, в 2021 году AMI выпустила
40 человек, а в это же время ИБДА РАНХиГС —
444, Академия PwC —
179, МИРБИС —
176, Высшая школа бизнеса КФУ —
109, Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС —
104.
Стоимость программ MBA, EMBA и DBA у разных бизнес-школ естественно различаются, но превышение числа выпускников (и слушателей) в несколько раз, а то и на порядок сводит на нет любые операции умножения. Кстати, Стокгольмская школа экономики в России, выпустившая в 2021 году 48 человек на EMBA (цена 2, 6 млн.руб. в два с лишним раза превышает цену AEMBA у бизнес-школы AMI) с куда бОльшим основанием могла бы попасть в этот список РБК.
Что касается долей в три процента у «остальных участников рынка», то судя по всему, эта цифра столь же умозрительна, как и все остальные.
(комментировал Сергей Мухин)