Для тех, кто не знаком с творчеством известного художника Ф.Решетникова: на картине изображен ученик 4-5 класса в позе раскаяния и безысходности, вокруг семья в шоковом состоянии. «Опять двойка»!
К чему я это? А вот к чему: каждый год в сентябре ждешь его с содроганием (рейтинг, который несколько лет был в журнале «Секрет фирмы», а теперь «переехал» в «Бизнес-журнал»), он приходит и вся семья в шоке! Опять двойка!
Такое постоянство даже заслуживает уважения. Уж сколько раз на всех обсуждениях было говорено, что 12 анкет от школы — это курам на смех, так нет! В статье к рейтингу «ТОР-25 программ МВА» читаем: «Обязательным условием включения бизнес-школы в рейтинг было наличие не менее 12 анкет выпускников MBA 2013-2015 годов».
«Двенадцать», дюжина — вообще магическое число, начиная с времен оных до ремейка Никиты Михалкова. Конечно, 12 анкет от бизнес-школы — это весьма представительно для ТОР-25 лучших программ МВА. Уважаю.
Ну, хорошо, пусть 12 (это даже меньше стандартной группы слушателей) Как эти двенадцать человек, часть из которых закончила обучение в 2015 г., смогут оценить показатель «возврат инвестиций на обучение», который обычно-то меряется спустя минимум 2 года после окончания МВА? Не могут, а значит что-то в цифрах не так.
Единственный параметр, который можно оценить и объективно сравнить с другими в этом рейтинге — инфраструктура. Уж что-что, а в разных бизнес-школах мы бывали не раз. Вот как можно оценить по-разному инфраструктуру ВШМаркетинга ГУУ и ВШБ ГУУ, находящихся в одном корпусе? В первом случае — 1 место, во втором — 11. Или находящиеся в одном корпусе и пользующиеся одними и теми же аудиториями ИБДА РАНХиГС (инфраструктура — 16) и ВШФМ РАНХиГС (12)?! Или Школа IT-менеджмента РАНХиГС (17), но ВШМБ — уже 21? Об этом много писалось и ранее, но….Опять двойка!
Так зачем все эти формулы подсчета, все это наукообразие, если в основе лежат некорректные данные?
Стесняюсь спросить, а Высшая школа маркетинга ГУУ на первом месте — это надолго? Мне не жалко, наверное, школа хорошая и в составе ППС несколько очень известных в маркетинге имен. Но, думается, этого маловато, чтобы несколько лет возглавлять в рейтинге отечественнное бизнес-образование. Возможно, я не прав, сходите к ним на сайт, посмотрите сами. Правда, сайта у самой школы почти нет — страница МВА (у маркетологов-то!) и школа практически неизвестна рынку.
Единственный позитивный шаг в рейтинге этого года — позаимствовали идею нашего Народного рейтинга о группировке бизнес-школ. Но опять-таки, у нас четкий критерий отсечения — 0,05 балла. А тут понять ничего нельзя. Забавная придумка: внутри рейтингового места бизнес-школы «расположены по алфавиту» ! Получается, этот рейтинг сам себя обессмыслил — разделить 25 бизнес-школ на пять мест непонятно, на каких основаниях. В чем, тогда рейтинг?!
Понятно, сделано чтобы не обижались, так сказать, всем сестрам по серьгам. По словам составителей, текущий рейтинг сделан по методике прошлого года. Достаточно одного взгляда на позиции рейтингов 2014 и 2015 года, чтобы понять что это не так. Только в сказке можно за год 13 место превратить во второе, а 20-е в третье.
Главную задачу — чтобы всем было хорошо — рейтинг выполнил. Тогда в продолжение тенденции, предложение на следующий год сделать пьедестал из 2-х мест. На первом будет Сколково и Высшая школа маркетинга, на втором — все остальные. Рады будут все!
Сергей Кравцов, MBA
mba.su