В конце прошлого года в одной из статей нас оптимистично уверяли, что спрос на MBA в России превзошел показатели 2014 года на 20-30%. То есть на рынке началось некотрое оживление.
Прошло всего три месяца, и сегодня в статье РБК+ РАБО предсказывает, что «в течение ближайших полутора лет общие наборы в верхнем ценовом сегменте бизнес-образования могут сократиться на 10-15%, и на 20-30% упадет рынок в нижнем ценовом сегменте».
Удивляет не только цифра 20-30%, встречающаяся обоих случаях, то со знаком плюс, то со знаком минус. Что-то уж больно быстро этот плюс сменился на минус. Как говорил незабвенный Черномырдин: «никогда такого не было и вот опять». Может, не так прогнозируем?
Недавнее исследование Сколково о зарплатах кандидатов со степенью МВА, опубликованное в Ведомостях, напротив, настраивает явно на позитивный лад. Поскольку, если спад, то и заплаты менеджеров снижаются, а не растут.
Что до пессимизма, который напустили в статье РБК представители нескольких российских бизнес-школ, то это довольно привычная риторика на протяжении последних лет. Да-да, все плохо, мы выживаем, МВА управленцам не нужен, амбициозные управленцы предпочитают западный МВА и т.д. То-то радость журналистам, традиционно стенающим о скором крахе МВА! Если представители отрасли будут и дальше так старательно рассказывать, как все плохо, то это плохо наступит еще быстрее.
Возникает вопрос: если спрос на программы у них падает, почему тогда они повышают цены? Логичнее было бы их снижать или заморозить, тем более, что зарплаты (самая расходная статья бюджета) персонала в бизнес-школах не выросли. Что не вяжется одно с другим.
Сергей Кравцов
mba.su