Аналитическое агентство РБК Исследования рынков опубликовало результаты опроса, проведенного в апреле-июле 2019 года на предмет узнаваемости российских бизнес-школ. Участниками опроса стали 1 223 человека, представляющих бизнес-аудиторию РБК. Раздел Исследования, посвященный этому вопросу, носит название «УЗНАВАЕМОСТЬ БИЗНЕС-ШКОЛ РОССИИ».

В рамках опроса респондентам было предложено ответить на ряд вопросов о получении бизнес-образования и выбрать из списка бизнес-школы. Вопросы, на которые отвечали респонденты в рамках оценки узнаваемости бизнес-школ и лояльности к ним:
- Какие из перечисленных бизнес-школ, университетов, институтов дополнительного образования Вы знаете?
- В каких из них Вы проходили программы дополнительного бизнес-образования когда-либо (очно, заочно, онлайн)?
- Какие бизнес-школы, университеты, институты Вы стали бы рассматривать как возможные для себя лично или для Ваших сотрудников для получения дополнительного бизнес-образования?
Список бизнес-школ, представленных в вопросах, был составлен экспертным образом и на основе данных опросов предыдущих исследований, где респондентам было предложено ответить на открытый вопрос.

«По результатам проведенного анализа, самая высокая узнаваемость у бизнес-школы СКОЛКОВО и университета «Синергия». Университет «Синергия» показал существенный рост узнаваемости по сравнению с результатами опроса 2017 года. Изменение методики опроса не позволяет сравнивать результаты 2017 и 2019 гг. напрямую. Существуют серьезные географические различия между узнаваемостью бизнес-школ, которые объясняются как местоположением школ и филиалов, так и маркетинговыми активностями — так, бизнес-школы при НИУ ВШЭ более узнаваемы для жителей Санкт-Петербурга, а у бизнес-школ при МГУ процент узнаваемости для Петербурга существенно ниже.
Практически все школы-лидеры рейтинга узнаваемости более узнаваемы среди респондентов, не являющихся владельцами бизнеса, кроме Harvard Business School и Stanford Business School, узнаваемость которых выше среди респондентов, являющихся владельцами бизнеса (35,6% против 32,9% и 25,4% против 19,9%).
Наибольшее число школ в качестве узнаваемых указали руководители высшего звена, топ-менеджеры и люди на позиции генерального директора. Наименьший — специалисты с высшим образованием, не занимающие управленческие позиции и владельцы компаний, собственники бизнеса.
Лидерами по числу выпускников, принявших участие в опросе, стал РАНХиГС, в составе которого работает большое количество бизнес-школ различной специализации, а также НИУ ВШЭ и университет «Синергия». Корпоративный университет «Сбербанка», появившийся в 2012 году, также активен на рынке — по количеству выпускников, принявших участие в исследовании, вошел в пятерку крупнейших игроков.
62,3% респондентов не получали дополнительного образования в названных учебных заведениях.
Также респонденты ответили на вопросы о том, в каком месте они хотели бы получить степень MBA или стали бы рассматривать бизнес-школы как возможные для получения дополнительного образования их сотрудников».

Лидером по уровню репутации бренда (привлекательности) стали бизнес-школы при НИУ ВШЭ, в которых хотели бы получить дополнительное образование или обучить своих сотрудников 20,6% респондентов. Места с 2 по 5 с небольшим отрывом друг от друга получили бизнес-школа СКОЛКОВО, Финансовый университет, Harvard Business School и бизнес-школы при РАНХиГС. Несмотря на одну из лидерских позиций по известности, по показателю репутации бренда (привлекательности) университет «Синергия» не вошел в первую десятку бизнес-школ/университетов».
- Использование понятия «бизнес-школа» в заголовках исследования и диаграмм является некорректным по следующим причинам.
1. Из представленных учреждений бизнес-образования часть является университетами, объединяющими по нескольку бизнес-школ. Так, в университете ВШЭ и и РАНХиГС — по девять бизнес-школ, в МГУ — шесть бизнес-школ, Финансовый университет имеет одну бизнес-школу.
2. При этом материнские университеты включают институты и факультеты, не являющиеся бизнес-школами. - Из опрошенной аудитории РБК в количестве чуть более 1200 человек, состоящей из владельцев бизнеса, топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и др. (у всех высшее образование) в 18% ответов респонденты не смогли назвать ни одну бизнес-школу/университет. Никто также не выделил ни одну (!) из известных, обладающих собственным узнаваемым брендом, бизнес-школы из МГУ, РАНХиГС и ВШЭ.
С учетом должностного статуса опрашиваемых, остается лишь предполагать, что изначально в списке который предлагался опрашиваемым для выбора, этих бизнес-школ не было.
Примечательно, что в списке узнаваемых не оказалось ни ведущего российского экономического вуза — Российского университета им. Плеханова ( в составе 3 бизнес-школы), ни другого известного вуза — Государственного университета управления (в составе 2 бизнес-школы). Получается, опрошенная бизнес-аудитория РБК о таких вузах не знает.
- Сравнение зонтичных брендов (материнские университеты, включающие несколько самостоятельных брендов бизнес-школ), по сути, групп бизнес-школ, с полностью самостоятельными бизнес-школами не позволяет выявить реальную узнаваемость (и репутацию) бизнес-школ и сопоставить их друг с другом.
РБК Исследования рынков