Программа MBA (Master of Business Administration) — исторически главная (флагманская) программа в бизнес-школе.
«Золотой треугольник программ MBA» — это ключевые преимущества, которые степень дает выпускникам, — знания, способ мышления и связи. «Программа MBA — это не только знания, которые вы получаете в классе. Буду честен: многие студенты уже приходят с солидным багажом бизнес-опыта и знаний и на каких-то из занятий они будут слышать то, что им уже известно. Но тот опыт человеческого взаимодействия, который они получат на программе, даст им преимущества, недоступные на онлайн-курсах. Это единственный способ попасть в закрытое бизнес-сообщество, которое объединяет топовых профессионалов» [© Mike Szimanski, МШУ «Сколково»].
Знания, конечно, можно получить из книг или интернета, но навыки их практического применения не отработаешь сам с собой — нужен коллектив таких же менеджеров и бизнесменов, обучающихся совместно под руководством опытных преподавателей и бизнес-тренеров. Инструменты бизнеса, например, HADI-циклы, Agile, Кайдзен, бизнес-модель Остервальдера, диаграмма Ганта, методы определения безубыточности или расчет NPV инвестиционного проекта и т.д. — чтобы понять и уверенно пользоваться ими в своей деятельности, нужно полтора-два года обучения на МВА.
Новый способ мышления. Программы MBA помогают переосмыслить жизненную позицию и дают новый старт саморазвитию. Во время обучения участники начинают по-новому воспринимать свой бизнес (не только через призму прибыли), процессы в нем, отношения внутри коллектива, учатся быть вдохновляющим лидером, а не просто начальником. На MBA большое внимание уделяется личностному развитию менеджера или владельца компании, поскольку успех его деятельности зависит от уровня самоменеджмента, умелой коммуникации, экономического мышления.
Связи (нетворкинг). Одна из ключевых причин, по которым менеджеры и предприниматели выбирают MBA — это круг единомышленников, успешных менеджеров и бизнесменов из разных отраслей. На занятиях они обмениваятся опытом, мнениями, консультируют друг друга, договариваются не только о выгодных проектах. Но бизнесом дело не ограничивается — слушатели и выпускники MBA часто совместно проводят свободное время, делятся увлечениями, помогают друг другу совместно развиваться и после окончания бизнес-школы.
MBA — программа для эффективной работы в бизнесе, государственном и муниципальном управлении. Программа MBA базируется на определенных принципах и включает в себя все необходимые знания для успешной работы. В сфере бизнес-образования ничего лучше человечество не придумало.
Перед тем, как пойти на МВА, нужно понимать, что в обучении самое важное — мотивация самого человека. Воспринять информацию мало, важен опыт ее применения на практике. Бизнес-школа как раз и организует среду, в которой происходит коллективный поиск решений, обсуждения, споры, консультации слушателей между собой, вместе — с преподавателями, экспертами, бизнес-тренерами.
По итогам обучения присваивается квалификационная степень МВА, школа бизнеса выдает диплом о профессиональной переподготовке установленного (государством) образца и свой собственный диплом MBA. Для обучения на МВА необходимо иметь диплом о высшем образовании и стаж практической деятельности не менее 2 лет. (бизнес школы и институты бизнеса, имеющие аккредитацию AMBA, устанавливают минимальный стаж в 3 года).
ОСНОВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ MBA
1. Более высокие зарплаты
2. Лучшие карьерные возможности
3. Общение в среде успешных коллег
4. Развитие управленческих навыков
5. Укрепление авторитета и создание личного бренда
6. Интеграция в мировой рынок труда
7. Развитие личности и навыков межличностного общения
8. Развитие предпринимательских навыков
9. Установление деловых связей
10. Улучшение коммуникативных навыков.
Выпускники программ MBA имеют базовые знания по общему и стратегическому менеджменту, маркетингу, финансам, развитию бизнеса, экаунтингу, управлению человеческими ресурсами, управлению проектами и др. В «ядро компетенций» топ-менеджеров входит всё, что является основой современного стандарта MBA и EMBA (см.ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА MBA), ТОP-7 УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКА МВА.
НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РОССИЙСКИХ CEO
(опрос руководителей компаний, МШУ «Сколково», 2021)
Компетенции MBA важны для российских менеджеров потому, что:
- уровень конкуренции среди работодателей за хорошо образованных и талантливых кандидатов высок.
- навыки примерно половины действующих руководителей в области менеджмента не соответствуют современным требованиям: нет умений и инструментария для внедрения инноваций, управления изменениями, не хватает компетенций для управления стоимостью бизнеса, управления проектами, недостаточно развиты коммуникативные качества и т.д.
- старшие поколения менеджеров уходят на пенсию, и налицо нехватка компетентных и опытных менеджеров, которые могли бы их заменить. На сегодняшний день число топ-менеджеров со степенью МВА пока невелико.
Где необходима степень МВА?
- наличие диплома МВА заметно повышает шансы кандидата на успешное трудоустройство в любой сфере на любом уровне управления, особенно в финансовом и банковском секторе, маркетинге и продажах, управлении проектами и операциями, консалтинге, государственном и муниципальном управлении.
- наиболее востребованы выпускники бизнес-школ в сфере стратегического управления.
- в компаниях, оперирующих на международном рынке или вовлеченных в международные торговые операции.
- знания. полученные на МБА, будут ценны для тех, кто ведет собственный бизнес или планирует создать свой стартап.
Отношение работодателей к обладателям степени МВА
Наивно думать, что все работодатели сильно в курсе того, что из себя представляет программа МВА и обучение в бизнес-школе. Если только сами руководители не учились в бизнес-школах. Хорошо, что таких становится всё больше. Тем не менее, согласно опросам, 77% российских работодателей считают, что степень МВА увеличивает стоимость сотрудника. ПОДРОБНЕЕ
Что можно найти на МВА?
Знания, умения, навыки. Даже люди с внушительным опытом, полагающие, что они все знают, после поступления на программу МВА убеждаются, что это далеко не так. Дело в том, что бизнес-школа аккумулирует знающих, опытных, амбициозных, думающих людей и этот «коллективный разум» обогащает каждого участника обучения.
Более 70% выпускников MBA считают знания самым главным результатом обучения. И не только знания. Вот как они об этом говорят в интервью нашему порталу:
- «переосмысление жизненной позиции и главной цели, понимание основных бизнес-процессов»
- «расширение горизонта стратегического видения и мышления»
- «общую структуру необходимых знаний и выявление узких мест в собственных знаниях для их дальнейшего развития»
- «послужило отправной точкой для нового витка саморазвития»
- «веру в себя»
- «самосознание и другой взгляд на происходящее»
- «изменение мировоззрения»
- «новое мышление, новое качественное восприятие и понимание бизнес-процессов»
- «инструментарий для реорганизации компании»
- «изменилось системное отношение к своей работе и оценке работе других»
- «возможность объективно сравнить собственный уровень с коллегами из других компаний»
- «новый взгляд на решение вопросов и построения в другом формате партнерских отношений на работе»
- «стимул для стартапа» и др.
Изменения. Учеба и общение в кругу интересных людей приводит к изменениям и в вашем подходе к работе, бизнесу. Вы начинаете меняться, раскрывать в себе новые таланты и развивать новые навыки, становитесь увереннее в себе. Вы можете говорить на одном профессиональном языке с профессионалами любого бизнеса. Растет ваша цена на рынке труда.
Среда общения (Networking). В школе бизнеса на программе МВА собираются активные, карьерно- и бизнес-ориентированные люди. Люди, для которых стремление к новому, творчество и интерес к жизни естественны. Это ли не идеальная среда для вашего дальнейшего личностного и профессионального роста? Деловые связи и знакомства во время обучения на МВА часто приводят к кардинальным изменениям в карьере, да и жизни. Часто это многократно окупает затраты на обучение. База ваших контактов расширяется, и вы тоже оказываетесь в других базах: базе бизнес-школы, базах ассоциаций выпускников.
Кто учится на МВА?
Получение бизнес образования напрямую связывают с успехом в бизнесе. Однако, эффективным оно может быть лишь для тех, кто имеет практический опыт работы после окончания высшего образования. Обычно это, как минимум, 2 года стажа практической деятельности (необязательно на руководящей позиции) или 3 года в бизнес школах, имеющих престижные международные аккредитации.
В отличие от распространенных представлений, в российских бизнес школах на программах MBA учатся далеко не только руководители компаний.
Cредний возраст слушателей МВА 27 лет — 33 года. Наиболее многочисленная когорта слушателей МВА — в возрасте 29-44, хотя есть слушатели моложе и старше.
Портрет слушателя программы МВА General в российских школах бизнеса»
Мотивы поступающих на программы МВА ПОДРОБНЕЕ
Насколько может увеличиться годовой доход после окончания МВА?
По статистике нашего портала, менеджеры, кто за 2 года после окончания МВА продвинулся по карьерной лестнице, увеличили свой доход в среднем в 1,5 раза, причем это в равной степени коснулось менеджеров среднего и высшего звена. Среди тех, кто остался на прежней позиции, наблюдается различие: топ-менеджеры смогли увеличить свой доход в 1,5 раза, менеджеры среднего звена — на 30%.
Зарплата кандидата с МВА, как правило, на 25-30% превышает зарплату обычного соискателя, говорят рекрутеры. О росте доходов после MBA ПОДРОБНЕЕ
Преимущества обучения в российской школе бизнеса :
- программа MBA построена на российском материале
- обучение идет на русском языке (согласно исследованиям, при обучении на неродном языке теряется до 50% информации)
- слушатели и преподаватели-практики, в основном, представляют российский бизнес
- более низкая стоимость, чем у западных программ
- обучение проходит без потери места работы, с меньшими затратами времени.
Система обучения в бизнес-школе
Бизнес-школа обучает практическим навыкам ведения бизнеса. Суть занятий — интерактивный обмен знаниями и опытом между слушателями и преподавателем, который выступает, как модератор обсуждения.
Основа обучения — так называемый, метод кейс-стади (case-study), разработанный впервые в Гарвардской бизнес-школой («гарвардские кейсы»). Расмотрение кейса завершается принятием слушателями обоснованного решения по рассматриваемой ситуации. Помимо кейсов слушатели выполняют проектные задания по каждой дисциплине, 2-3 междисциплинарных проекта и аттестационный (дипломный) проект, как правило, по профилю работы своей компании.
Слушатели программ используют личный опыт и знания в учебе, предлагают к рассмотрению кейсы из практики своих компаний. Обсуждение и поиски решения в группе очень эффективны, часто приводят к рождению новых идей, бизнесов.
Кейсы — далеко не единственный вид учебной деятельности слушателя. Каждый основной предмет завершается проектом (презентацией) на базе собственной компании, в котором слушатель использует полученные знания и инструменты. Обучение дополняется бизнес-симуляциями, бизнес-семинарами, мастер-классами.
Зарубежные стажировки в рамках обучения на программе MBA необходимы не только для отработки навыков кросс-культурного менеджмента и языковой практики. Обучение в стенах зарубежного института бизнеса (часто с разработкой небольшого проекта), посещение международных компаний и общение со слушателями зарубежных бизнес-школ дают много слушателю программы MBA. Чаще всего, стажировки встроены в программу MBA и не оплачиваются отдельно (за исключением авиаперелета и гостиницы). В некоторых программах Executive MBA предусмотрены 2 стажировки.
Кому не стоит идти на МВА?
- Тому, кто не имеет четкой цели в своем развитии и не имеет мотивации к изменению себя, своей работы, своего бизнеса.
- Тому, кто не готов к серьезной работе во время обучения и воспринимает MBA как «волшебную палочку», которая автоматически повысит зарплату и перенесет в кресло топ-менеджера.
- Тому, кто не имеет опыта практической работы в бизнесе, опыта проб и ошибок.
- Тому, кто имеет богатый практический опыт работы в бизнесе. Для них — программы Executive MBA
Лидер или не лидер?
МВА — еще и прекрасная возможность развить в себе такое качество как лидерство. Понять, каких качеств у вас больше можно, пройдя тест «Лидер или менеджер?»
Тест Минцберга на определение управленческой роли
Всегда актуален вопрос, на сколько у меня развиты лидерские качества, какая у меня управленческая роль и что нужно сделать, чтобы ее развить. Гуру менеджмента, Генри Минцберг, выделил 10 управленческих ролей, каждой из которых соответствует определенные личностные установки. Пройти тест Минцберга»