Михаил Наринский, выпускник бизнес-школы MIT Sloan в 2015 году, на страницах Forbes рассказывает о бесполезности бизнес-образования в одной из ведущих бизнес-школ США. По его словам, бизнес-степень не сделает из человека уникального специалиста.
— В реальности хотя MBA действительно может сильно помочь в карьере, это далеко не достаточное условие как для дальнейшего роста, так и тем более для того, чтобы повторить карьеру Тима Кука или Шерил Сандберг. Более того, людей, которые едут учиться с такими ожиданиями, ждет небольшое разочарование уже в первые полгода учебы.
Самый большой миф MBA — это то, что программа может сделать тебя уникальным специалистом в мире бизнеса за два года. Конечно, это не так. Большинство классов — поверхностные, и если вы в чем-то разбираетесь, то вряд ли узнаете что-то кардинально новое. А те классы, в теме которых вы не разбирались и в дальнейшем не будете использовать, все равно забудутся очень быстро по окончании.
Например, практически во всех школах в течение первого года есть обязательные классы по математической статистике, бухгалтерскому учету, микроэкономике, коммуникациям и прочим «бизнес»-дисциплинам.
Глубина класса по статистике — это понятие нормального распределения и умение построить линейную регрессию. Бухучет — это обзор основных документов финансовой отчетности. Класс по коммуникации даст пару советов для публичных выступлений и формат написания cover letters. Ну вот, собственно, и все знания, которые вы получаете за два года учебы и $100 000-$150 000 затрат на tuition.
Безусловно, закладывается определенный фундамент и появляется некая уверенность во время обсуждения каких-либо бизнес-процессов и стратегий. Теперь такие понятия, как ЕBITDА, cash flow statement или дисконтирование, больше не будут вводить вас в ступор, а при случае в разговорах с друзьями вы сможете рассказать кейсы про стратегию завоевания рынка австралийскими винами или создание парков Уолта Диснея.
При этом наивно всерьез думать, что по истечении двух лет вы сразу сможете построить серьезную финансовую модель, не работая до этого в финансах, или запустить технический продукт без опыта в технологиях. MBA — это программа «по верхам», все знания вы все равно получите на работе после обучения.
По моему мнению, после двух лет, проведенных в бизнес-школе, вы остаетесь тем же специалистом, кем и были, только теперь c приставкой MBA. И именно так на вас будут смотреть работодатели — не больше и не меньше.
А если вы действительно хотите получить глубокое понимание определенного предмета через образование, то … идите получать степень PhD.
***
Комментарий: Вывод напрашивается сам собой — «если МВА в одной из ведущих бизнес-школ мира мне ничего не дало, значит своим головокружительным успехом в карьере [старший технологический консультант в Нью-Йоркском офисе Google ] я обязан лишь своим уникальным способностям и трудолюбию».
Учитесь, как нужно пиарить себя любимого! Только вот на отрицании пользы от чего-то сделать карьеру эксперта трудновато, хотя кратковременное внимание публики привлечь можно. Этим делом у нас с переменным успехом занимаются некоторые преподаватели бизнес-школ, пытающиеся предложить альтернативу этому ужасному МВА.