Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


15.09.2016 / Ольга Смирнова
Источник: журнал "Профиль", 15 сентября

1 сентября. Перезагрузка [Профиль, 15.09.2016]

Руководители и собственники предприятий даже в кризис все больше инвестируют в собственное образование. «Профиль» выяснял, чем привлекательны сегодня бизнес-школы, и как подстраиваются их программы под кризисные явления.

Экономический кризис и кризис среднего возраста - драматическое сочетание и бремя, которое несут на себе многие «герои нашего времени», предприниматели. Выйти победителем в обеих схватках эксперты предлагают с помощью «перезагрузки» знаний, энергии, бизнеса. Проще говоря, снова сесть за парту, поступить в одну из престижных бизнес-школ и получить степень мастера делового администрирования (MBA).

Да, не каждый может себе такое позволить, и покупательная способность студентов предпринимателей средней руки снизилась, отмечают эксперты. Но топ-менеджеры, руководители, собственники предприятий, наоборот, инвестируют в собственное образование все больше. И это уже не мода на «корочки» MBA, тут главное - реальная эффективность, вывод компаний из недр депрессии на взлетную полосу успеха. При этом стоимость обучения если и растет, то незначительно, появляются даже гранты.

А наличие степени MBA в резюме уже стало для хэдхантеров одним из главных преимуществ. «Профиль» разбирался, чем так привлекательны сегодня бизнес-школы, как подстраиваются их программы под кризисные явления. <..>

Точка опоры

Истории успеха выпускников подтверждают, что MBA - не ригидная (неэластичная) программа, которая «везде одинакова», говорит руководитель направления по работе с клиентами школы «Сколково» Максим Фельдман. «Программы MBA сильно отличаются друг от друга во всем мире, а в России местные реалии вынуждают нас и наших коллег делать программы максимально практически ориентированными и нацеленными на запрос клиентов», - говорит он.

По результатам опроса выпускников прошлого учебного года Плехановской школы бизнеса Integral РЭУ им. Г.В. Плеханова, 30% приводили примеры существенного карьерного роста и повышения доходов еще в период обучения. «Каждый второй выпускник ожидает продвижения в ближайшие полгода», - говорит декан Integral, профессор Лариса Карташова.

Если вам нужна любая перезагрузка - знаний, энергии, бизнеса, - нужно идти учиться, советует Фельдман. «Образование является далеко не единственным, но весьма действенным способом найти для себя новые смыслы и точки опоры, единомышленников, преодолеть кризис среднего возраста, а также побороть нестабильную ситуацию в бизнесе, отягощенную непростой ситуацией в стране и необходимостью искать ответы на вопросы, что будет с бизнесом, экономикой и прочим», - говорит он.

Само бизнес-образование влияния кризиса не избежало. «Популярность растет, а спрос падает, - констатирует декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС Александр Чеканский. - И это неудивительно. Экономический кризис всегда сопровождается падением спроса на услуги серьезного бизнес-образования. В последние пару лет многие программы МВА и даже школы бизнеса были закрыты, большинство испытывают серьезные проблемы с набором».

Но даже при снижении покупательской активности и падении доходов, отмеченных в текущем году, школы могут надеяться на тот же набор, что в прошлом, считает директор по маркетингу и развитию бизнес-школы МИРБИС Федор Федоров. «В 2015/2016 учебном году интерес к МВА упал на 5-7%, при этом спрос на Executive MBA (для директоров и собственников) вырос на 10-15%», - говорит он.
«Спрос на программы бизнес-школ с высоким качеством подготовки, несмотря на относительно высокие цены, практически не упал, - соглашается Чеканский. - Соответственно, их доля на рынке значительно возросла. В ИБДА, например, в 2015/2016 учебном году набор на программы МВА даже вырос на 12%».

То есть ведущие бизнес-школы с исчезновением более слабых конкурентов, наоборот, позиции свои упрочили и количество студентов увеличили. Стоимость обучения при этом если вырастет, то незначительно. Большинство школ стараются сохранить прежний ценовой диапазон. «Что касается стоимости программ MBA, она вряд ли станет выше, скорее, наоборот - в текущей ситуации бизнес-школы идут навстречу потенциальным студентам, реализуя грантовые программы, предоставляя различные скидки на обучение», - говорит Фельдман.

«Непростая экономическая ситуация оказывает влияние на ценообразование и спрос на рынке бизнес-образования, - соглашается декан факультета международного бизнеса ВАВТ, руководитель школы-бизнеса ВАВТ, профессор Ольга Андреева. - Вместе с тем в этом году наша академия нашла возможность зафиксировать стоимость обучения на докризисном уровне, что повышает интерес к программам со стороны потенциальных слушателей». Кроме того, система образования в большинстве школ строится гибким образом, чтобы студенты могли выбирать наиболее подходящие для себя программы или формы обучения - очные, заочные, дистанционные.
«Наша позиция заключается в том, чтобы в ходе обучения слушатель мог выбрать дополнительные платные продукты - тренинги, семинары личностного роста, стажировки по желанию и необходимости», - отмечает Федоров.

Глобальное образование для глобального бизнеса

Таким образом, несмотря на кризис, студентов не убавится. Наоборот, популярность и престиж «корочек» MBA будут только расти. Драйвером развития рынка бизнес-образования является изменяющаяся реальность, говорит Фельдман. «Новые условия игры на рынке обеспечивают востребованность новых навыков и качеств, которые может дать специализированное образование, - поясняет он. - Если влияние этого фактора сохранится, мы можем ожидать колоссальных темпов роста спроса на программы бизнес-обучения в ближайшие 3-5 лет. В выигрыше будут те бизнес-школы, которые создадут наиболее качественные программы по адекватным ценам».

Правда, студенты стали куда более придирчивыми, и это тоже влияние непростой экономической ситуации последних лет. «Кризис отсекает лишнее и заставляет действовать более рационально. Во всем, в том числе в выборе программ бизнес-образования для профессионального роста.

В приоритете только насыщенные профессиональными знаниями», - говорит профессор Герасименко из МГУ. Экономический факультет МГУ ежегодно проводит опросы своих выпускников. Среди обязательных вопросов: «Какие результаты, достигнутые после окончания программы МВА, для Вас наиболее важны?». «Ежегодно около 90% выпускников ставят на первое место повышение профессиональной квалификации управленца, - приводит данные опросов Герасименко. - Нынешний год не стал исключением - параметр профессиональных знаний в приоритете у 91% выпускников». В то же время, обращает внимание профессор, влияние кризиса и связанной с ним неустойчивости бизнес-среды «мы видим в падении популярности стандартных бизнес-кейсов». «Такой результат обучения, как накопленный опыт эффективного решения бизнес-ситуаций, постепенно «теряет в цене»: если 3 года назад за него проголосовал 81%, то теперь - только 63% выпускников», - говорит эксперт.

Решать конкретные проблемы бизнеса здесь и сейчас и получать измеримый результат - вот те критерии, по которым сейчас предприниматели выбирают образовательные программы, говорит Мария Балашова из «Синергии».

Наиболее востребованными являются программы в области обеспечения устойчивого развития, управления проектами, big data management, добавляет Лариса Карташова из Плехановской школы бизнеса Integral. «За рубежом, а последнее время и в России усиливается интерес корпоративных заказчиков к развитию таких управленческих компетенций ключевого персонала, как искусство «ситуационного управления» в турбулентной среде, построение стратегических альянсов и эффективные коммуникации с заинтересованными «стейкхолдерами», кросс-культурный интеллект и стресс-менеджмент», - говорит она.

В целом бизнес и бизнес-среда становятся глобальными, международными, подчеркивает профессор Герасименко. И именно этого, как показали результаты ежегодного опроса МГУ, ждут от бизнес-образования нынешние студенты-предприниматели. «На вопрос: «Важно ли для Вас, чтобы получаемое образование в МГУ было международным?» в этом году 44% ответили: «Да, это важно уже сейчас», а еще 33% сказали: «Да, это будет важно в моей работе в будущем», - приводит данные исследования профессор Герасименко.

А Фельдман из бизнес-школы «Сколково» отметил любопытный тренд. «Он состоит в том, что наличие степени MBA начинает становиться полезнее при устройстве на работу, чем это было раньше, - пояснил эксперт. - Это подтверждают и наблюдения хэдхантеров и HR-профессионалов из сообщества выпускников «Сколково». Пока сложно предположить, является ли это первым шагом на пути к тому, чтобы степень MBA в России также стала «знаком качества» управленца, как, например, в США. Но определенное движение в эту сторону становится все более явным».

(в сокращении)

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования