Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


Татьяна Сорель
Источник: журнал "Огонек", 6 марта 2006 г.

Точим зубы акулам бизнеса

Успешный старт на новом месте и карьерный рост, большая зарплата и уважение коллег — мечта любого менеджера средней руки. Чтобы осуществить эту мечту, требуется не только желание, но и специальные знания и навыки, которыми можно овладеть в бизнес-школах

БЛИЖЕ К ДЕЛУ
Долгое время отечественные бизнес-школы испытывали что-то вроде комплекса неполноценности рядом с Гарвардом и Вортоном. Конечно, любой выпускник Гарварда знает, что весь мир у его ног. Но и тем, кто получил корочки управленца в хорошей российской бизнес-школе, есть чем гордиться и что продавать на рынке труда.

Да и не всегда можно бросить работу на два года и уехать учиться за границу. Количество людей, готовых учиться на чужом языке, еще меньше. А тех, кто может заплатить за учебу несколько десятков тысяч долларов, тем более.

Некоторые эксперты отмечают специфику знаний, полученных на Западе: «Знания, построенные на изучении функционирования глобальных рынков и крупных зарубежных корпораций, навыки по стратегическому планированию в условиях относительной стабильности и прозрачности, зачастую нельзя применить в российских компаниях», — уверена Анна Мустафина, заместитель директора по маркетингу Института магистерской подготовки МЭСИ.

Сегодня в России существует более 70 бизнес-школ. Главный показатель их престижа — стоимость программ. Ни рост зарплаты слушателей после учебы, на основании которого рейтингуют западные бизнес-школы, ни состав преподавателей, ни количество компьютеров не могут служить показателями для их рейтинга.

Олег Виханский, директор Высшей школы бизнеса МГУ: «Правильное рейтингование бизнес-школ может дать только рынок. У нас есть стандарт, определенный Минобразования, но цена программы у всех разная. Она и является приблизительным первым рейтингом. У всех в принципе одинаковый продукт, но сегодня выбирают того, у кого стоимость выше, и к нему идут учиться».

Среди лидеров на рынке бизнес-образования — Московская высшая школа социальных и экономических наук (программа МВА-Кингстон), Стокгольмская школа экономики (СПб), Американский институт бизнеса и экономики, Институт бизнеса и экономики АНХ, Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ, Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС, Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ, Высшая школа бизнеса МГУ, Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли РФ, Институт экономики и финансов «Синергия», Санкт-Петербургский международный институт менеджмента.

«Сегодня мы умеем уже не хуже западных школ преподавать финансы, маркетинг, менеджмент, — говорит Леонид Евенко, ректор ВШМБ Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). — Если учесть, что в российской школе МВА человек учится на русском языке, да еще и на российских примерах, у российских преподавателей, то это более эффективно, чем тому же самому учиться в зарубежной школе на иностранном языке».



ДАРОМ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Конечно, проблемы у российских бизнес-школ тоже есть, и они их не скрывают. Пожалуй, самая главная — доминирование сухой теории над решением практических задач. «Это недопустимо, если речь идет о бизнес-образовании и подготовке будущей российской управленческой элиты, — полагает Анна Мустафина. — Ведь именно за ответом на конкретные сложные вопросы идут сегодня слушатели на программу МВА, и получить их они хотят от грамотных и компетентных специалистов».

Связано это вот с чем.

Отечественным бизнес-школам приходится выбирать: какую бизнес-модель образования они берут за ориентир — американскую или европейскую. Американцы учат два года и дают очень много — не менее чем полкурса — теории (по этому пути пошли ИБДА, Институт бизнеса и экономики в АНХ, Американский институт бизнеса и экономики, Классическая бизнес-школа, Высшая школа международного бизнеса в АНХ). Европейцы учат год-полтора и сводят теоретические курсы к минимуму (эту модель выбрали МИРБИС, Российско-немецкая школа бизнеса, Стокгольмская школа бизнеса, Институт менеджмента ГУ — ВШЭ).

В наших бизнес-школах практически нет слушателей на full-time. Все вечерники, значит, у них нет времени на самостоятельные работы.

Хорошей традицией стало ругать преподавателей бизнес-школ, которые оторваны от реального бизнеса. Но ситуация выправляется. У лучших российских бизнес-школ есть зарубежные партнеры. У ИБДА они в Бельгии и США, в Стокгольмской школе, естественно, преподают профессора из Стокгольма, Институт бизнеса и экономики дружит с Калифорнийским университетом, а МИРБИС сотрудничает с голландцами и англичанами.

И, наконец, во всех хороших бизнес-школах сегодня преподают крупные бизнесмены, топ-менеджеры крупнейших компаний.

«Преподаватель МВА должен быть харизматической личностью, опытным в бизнесе, быть в курсе последних изменений на рынке корпоративного контроля и в высшем руководстве крупнейших компаний, понимать тенденции развития основных мировых рынков, — говорит Сергей Шептунов, проректор по развитию интеграционной деятельности МГТУ «СТАНКИН», — кроме того, он должен быть успешен лично и иметь известность в бизнес-сообществе».



С МЕСТА В КАРЬЕРУ
Недавно ИБДА Академии народного хозяйства при Правительстве РФ провел опрос своих студентов и выпускников. Результаты внушают оптимизм: 42% слушателей за два года обучения меняют место работы и еще 37% получают повышение по службе на прежнем месте работы, 96% отмечают карьерный рост или существенное повышение финансовых результатов руководимых ими компаний в течение первых двух лет после окончания программы. Однако везет не всем.

По словам директора по персоналу Росбанка Сергея Дерябина, на российском рынке труда наличие степени МВА у кандидата пока еще не играет решающей роли, и чем выше должностная позиция, тем меньшее значение имеет образование. «Главным критерием становится опыт успешной реализации различных задач и проектов. Наличие степени МВА сейчас больше говорит о стремлении человека к росту «личной капитализации» и профессиональному развитию», — говорит он. Решающее преимущество для карьерного роста, по данным кадровых служб и рекрутинговых агентств, имеют все же опыт и личные качества. Кроме того, выпускники МВА обычно имеют завышенные требования по зарплате, задирают нос и сильно раздражают начальников, не имеющих диплома бизнес-школ.





Чему учат в российских бизнес-школах


Российский стандарт квалификации «Мастер делового администрирования» принят в 2003 году. Стандарт предусматривает обязательный двухлетний срок обучения и необходимый минимум — 1000 аудиторных часов.

Обязательные дисциплины: маркетинг, менеджмент и финансы.

Общеобразовательные курсы: макро- и микроэкономика.

Специальные дисциплины: бизнес-планирование, управление финансами и т д.

Дисциплины специализаций каждый слушатель выбирает из того набора, который предлагает конкретная бизнес-школа, например, управление персоналом, управление производством, логистическими связями и т д. Специализации могут быть связаны со спецификой определенных отраслей (страхование, здравоохранение, туризм, информационные технологии).

Программы Executive MBA (EMBA) ориентированы на топ-менеджеров старше 33 — 35 лет с опытом работы не менее 8 — 10 лет.

По форме обучения различают дневные очные (full-time), вечерние очные (part-time), очно-заочные, а также дистанционные (distance) программы. Первые предполагают занятия с отрывом от работы, остальные позволяют совмещать учебу с трудом.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования