Независимый эксперт №1 по MBA в России
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников

АВТОРИТЕТНО: КЛАССИЧЕСКОЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ. КТО «ЗА»? КТО «ПРОТИВ»? КТО «ВОЗДЕРЖАЛСЯ»? ПРИНЯТО ЕДИНОГЛАСНО?

28.05.2020 / Л.А.Малышева, директор Бизнес-школы УрФУ
Источник: MBA.SU

МВА 5.0: смена парадигмы обучения и запрет на «правильные ответы»

Пандемия застала бизнес-образование врасплох. Не очень понятно, как и чему учить на МВА в изменившихся условиях. Первое, что пришло в голову многим, это идея перевести обучение в онлайн. Однако система отечественного онлайн-обучения на МВА находится в весьма зачаточном состоянии, и на сегодняшний день представляет собой, в основном, банальное "обучение по интернету" с выполнением самостоятельных заданий/тестов и обратной связью от преподавателя разной степени детализированности. Куда идти и в каком направлении нужно искать спасительный выход для бизнес-образования?

Об этом портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU) спрашивал у одного из самых авторитетных специалистов российского бизнес-образования - директора Бизнес-школы Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктора экономических наук, профессора ЛАРИСЫ МАЛЫШЕВОЙ.


- Провайдеры онлайн-образования убеждают, что именно эта форма доставки контента  а) позволяет повысить эффективность усвоения знаний и б) обеспечивает наибольший охват потенциальной аудитории. Это же самое они говорили и пять, и семь лет назад, в стабильное время. Между тем, по некоторым данным, значительная часть (до 96%) американских слушателей программ МВА и российских (до 50%) не готова переходить на обучение в режиме онлайн. Как Вы относитесь к онлайн-программам МВА? Считаете ли, что они эквивалентны очным по уровню и качеству?

- Онлайн-обучение, в отличие от очного, это - совсем другая технология и другая целевая аудитория. Более мобильная, готовая переключаться между разными сервисами и приложениями, владеющая навыками работы в распределенных командах, ориентированная на практику и результат. Готовая учиться онлайн.

Наверное, мы еще не придумали тех способов и форматов игрового донесения контента, которые захватят слушателей и вовлекут их в виртуальную среду управления компанией, запуска стартапов и прочего. И, конечно, есть технические и технологические ограничения, нехватка образовательных и игровых сред и экосистем, не дающие возможности бизнес-школам быстро переключиться в другой формат.

Пока мы все так же пытаемся перенести спикера в онлайн-окошко без изменения способа донесения информации. Мы используем облачные документы, хранящиеся на дисках, запираем слушателей в виртуальных классах и не всегда понимаем, что мир шире и разнообразнее.

Онлайн-обучение, в отличие от очного, это - совсем другая технология и другая целевая аудитория

Пожалуй, мы даже не догадываемся о всех возможностях онлайн обучения и его эффективности. Так же, как в условиях распространения пейджеров, не догадывались о возможностях сотовых телефонов. Есть и хорошая новость. Сейчас мы стоим на пороге открытия новых форматов. И у каждого из нас есть шанс стать первыми в своих образовательных моделях.

Я уверена, что онлайн-обучение в программах МВА и ЕМВА должно быть выстроено вокруг проектной работы с реальными вызовами. Это могут быть национальные проекты, стратегии развития компаний, сложные инженерные задачи, исследовательские проекты и другие. Недаром в мире растет спрос на навыковое обучение не только в сфере среднего профессионального образования (СПО), но и в других.

Приоритет проектной деятельности полностью меняет логику построения образовательных курсов. На первый план выходят технологии Agile и работа Scrum-команд. Вместо модулей - спринты, завершающиеся минимальным жизнеспособным продуктом. И не только защитой этих продуктов перед заказчиками: компаниями, инвесторами, маркетологами и др., а и тестированием гипотез, практикой. Фокус - на результат, а не проверку знаний. Если умеешь, то знаешь, как. Но не наоборот.

Цель программы МВА - научить новому, а не восполнить нехватку базового образования. Научить учиться и свободно чувствовать себя в условиях изменений. Понимать тренды и ориентироваться в технологиях, обладать связями и распознавать экспертов. А чтобы научить новому, которого еще нет, нужна дружелюбная безопасная среда и право на ошибки. Песочница, бассейн, полигон.... Ведущие бизнес-школы уже используют эти названия в своих программах. Решение реальных задач в безопасном окружении и поддержкой команды программы обучения, экспертов, консультантов - вот способ обучения взрослых.

В такой ситуации тесты и экзамены становятся не приоритетными. Списывать нечего, не у кого, и не откуда. Команды создают новые знания в процессе работы над проектами, обобщая лучшие практики, набивая собственные шишки и наступая на очередные грабли.

В программе МВА Бизнес-школы УрФУ уже 5 лет выстроен логический концепт по типу Цепочки ценности Портера. Два длинных основных спринта на каждый из 2-х лет обучения. Первый год - разработка и реализация стратегии компании. Второй - разработка стартапа.

Каждый год делится на модули (краткосрочные спринты), выстроенные в пошаговой логике:

1. Внешняя среда, стратегия, маркетинг, менеджмент, персонал, экономика и финансы, изменения и проекты - приводят к детальной проработке стратегии компании.

2. Внешняя среда, маркетинг, бизнес-модель, команда, финансы - приводят к детальной проработке стартапа.

Несмотря на одинаковые названия спринтов, содержание первого и второго года разные.  Если для компании маркетинг подразумевает работу отдела, брендинг и PR, то для стартапа - это интернет-маркетинг, метрики и исследования, SMM и продажи. Если для компании финансы подразумевают экономику предприятия и бюджетирование, то для стартапа это - бизнес-план.

Есть обеспечивающие модули, развивающие soft skills: лидерство, системный взгляд на бизнес, личная эффективность и другие. При разбиении на календарные сессии, в каждую добавляются активности из обеспечивающих модулей, равномерно развивающие слушателей не только для проектирования изменений, но и для их реализации.

Много внимания уделяется внедрению изменений и работе слушателя со своими сотрудниками.

Пошаговая технология разработки стратегии компании (1-й год) и запуска стартапа (2-й год) - это этапы работы над дипломным проектом, который выглядит как консалтинговый отчет и руководство по реализации стратегии и запуску стартапа. И работа над дипломом, фактически, начинается с первого дня обучения.

Нам нужна смена парадигмы обучения, запрет на «правильные ответы» и повтор стремительно устаревающих практик

При переходе в онлайн, концепт программы МВА  и игрофикация проектной работы остаются неизменными. Используются облачные инструменты работы в распределенных командах. Возможно асинхронное прохождение модулей, т.е. в своем индивидуальном графике. А синхронизированные встречи проводятся в формате «мозговых штурмов», сессий стратегического планирования, проектных митапов и «кипятильников».

Вы считаете, что это не обучение? Как сказать... Если прекратить контролировать процесс, а отслеживать только результат, то мы дадим слушателям широкий выбор способов обучения. Кому-то нужны лекции или краткие видео-уроки, кому-то - консультации экспертов, серфинг в интернете, поиск информации и ее систематизация, визуализация и картирование и т.д.

Команде бизнес-школы нужно быть готовой помочь с критериями выбора и инструментами сбора данных, подбором экспертов и коллекцией лучших практик.

Нам и правда нужна смена парадигмы обучения, запрет на «правильные ответы» и повтор стремительно устаревающих практик. Я не имею в виду базовые фундаментальные науки. Мы говорим о менеджменте, маркетинге, управлении персоналом... Другая реальность, новые технологии, бизнес-модели, цифровизация, отсутствие экспертов, интуиция и поиск - вот, с чем мы внезапно столкнулись.

Нужны ли классические программы МВА? Да, конечно. Базовые отрасли еще долго будут служить нам верой и правдой в роли «Дойных коров». Но выйти на новые рынки в новой реальности - это ли не тема для МВА 5.0.? Где цифра «5» - следующий за 4-й индустриальной революцией уклад.

Программы онлайн-МВА могут быть гораздо более эффективными, чем очные, и мы в самом ближайшем будущем это докажем. Что в них будет другим?

1.  Решение реальных задач в ходе обучения

2.  Сложные, амбициозные вызовы

3.  Проектное обучение в течение всей программы

4.  Технологии проектного управления и работа в распределенных командах

5.  «Перевернутый класс» и «вытягивающие» технологии.

6.  Приоритет самостоятельной работы над управляемой преподавателем

7.  Формирование знания в ходе проектной работы, не наоборот

8.  Отсутствие правильных ответов

9.  Тестирование гипотез и поиск заказчика для своих продуктовых результатов

10.  Внедрение в ходе обучения

11.  Привлечение сторонних лиц в разработку проектов, вовлечение персонала в реализацию

12.  Перевод слушателей из позиции учеников - в статус коучей, консультантов, экспертов для своего бизнеса

13.  Нетворкинг и поиск ресурсов


- Многие эксперты высказывают мнение, что формат blended learning для программ МВА -  это будущее бизнес-образования. Представляется, однако, что здесь очень важны пропорции между оффлайн и онлайн обучением. Как, по Вашему мнению, должна строиться такая программа?

- Да, я согласна, что это - будущее образования. Однако, существующие подходы к проектированию программ не позволят перейти к полноценному blended learning. MOOC, деление на базовые дисциплины и специализацию, проверка знаний, а не навыков, дипломный проект в конце обучения - нужно оставить как стремительно устаревающий формат в обучении взрослых.

Нужен реинжиниринг программ и дисциплин в проектно-игровой, интерактивный формат. У меня есть авторский курс для программных директоров, преподавателей и бизнес-тренеров по реинжинирингу их курсов и программ - в интерактивный формат.

Программа должна строиться вокруг проектного интенсива, который решает реальные проблемы. На этом базируется основной процесс. Он делится на спринты с минимально жизнеспособным продуктом на каждом такте. Вспомогательные процессы, развивающие софт-скиллс, встраиваются в основные модули, и мы получаем самодостаточные курсы повышения квалификации, каждый из которых представляет собой автономный образовательный проект.

Разработка итогового продукта начинается с первого дня обучения, индивидуально и в командах, применяется динамический рейтинг, оценка 360 и прочее. Очные сессии посвящаются проектной работе и консультациям с экспертами, защитам проектов и планированию совместной работы. Дипломный проект - это консалтинговый отчет с защитой перед инвестором.

Курс подготовки преподавателей завершается Фестивалем бизнес-тренингов и наглядно показывает результаты обучения. А также готовит резерв в команду преподавателей и -тренеров бизнес-школы. В программе МВА преподают более 20 выпускников Бизнес-школы УрФУ. Многих привлекаем в качестве экспертов на мастер-классы, организаторов бизнес-визитов.

Что касается соотношения очного и онлайн формата, оно может быть любое. Можно всю программу реализовывать очно, переведя проектную работу в онлайн. Можно сделать очной проектную работу в формате интенсива, а все семинары - в онлайн. В конце концов, можно всю программу перевести в онлайн, но разделить на синхронное обучение с участием команды преподавателей, и асинхронное - индивидуальное и в команде слушателей.

Это можно делать для разных целевых аудиторий с разным уровнем цифровой подготовки и разными запросами. Сам подход деления на лекции и практики - устарел уже давно. Важно соотношение часов, синхронно проведенных с преподавателем или асинхронно, без него. Чем больше контактных часов, тем выше степень индивидуализации и клиент-ориентированности. Зависит от уровня подготовленности слушателей, сложности проекта, амбициозности задачи.

Что тревожит, так это стремление стандартизовать соотношение очных и онлайн часов, записать длинные базовые курсы и спикеров, транслирующих, пускай, даже очень хорошие учебники и мудрость предыдущих поколений, внедрить тестирование и прокторинг*, сохранить экзамены и единую образовательную траекторию для всех слушателей без возможности выбора способа получения знаний. А самое главное - подменить навык управления изменениями - проверкой знаний о нем.

- Какие новации в программах МВА Бизнес-школа УрФУ планирует ввести в практику на новый учебный год?  

- В первую очередь, к существующей программе добавятся модули по цифровой трансформации бизнеса и интернет-стартап. Это повлечет за собой пересмотр ряда дисциплин в каждом из существующих модулей.

Общая логика программы не изменится, но существенно обогатится вопросами цифровизации.

Добавятся пререквизиты по цифровой грамотности и умению работать в онлайн средах.

Изменится тематика и способы реализации проектов. Они станут сетевыми, масштабными, межрегиональными.

Добавятся симуляторы, игры, марафоны, онлайн сессии.

Увеличится доля синхронного онлайн-обучения.

Усилится работа с зарубежными партнерами и всероссийскими спикерами

Расширятся возможности и связи за счет сетевого взаимодействия с разными сообществами.

С осени планируется запуск онлайн-ЕМВА с фокусом на цифровую трансформацию бизнеса. Длительностью - 12 мес. В основе - проектная работа с самого первого дня, акцент на работе распределенных команд и решении конкретных задач. Базовые методики управления проектами - IPMA и Agile с возможностью последующей сертификации.

- Что, по Вашему мнению, сейчас необходимо потенциальным слушателям программ МВА?

- В любой непонятной ситуации рекомендую учиться.

Можно выбирать сердцем и верить, что известные бренды и ведущие бизнес-школы уже перестроились и умеют учить новому и по-новому.

Можно выбирать по цене, но понимать, что дешево и качественно - это антонимы.

Нужно выбирать, исходя из собственной стратегии.

1)  Понять, что к старому возврата нет, и нужно разбираться с цифровизацией

2)  Признать, что учиться нужно другому, по-другому, и, возможно, у других

3)  Оценить возможности и угрозы, свои сильные и слабые стороны, поставить цели для бизнеса, задать критерии личностного роста

4)  Провести мониторинг программ МВА, оценить степень их гибкости и адаптивности к быстро меняющимся условиям, обсудить логику и ориентированность на тренды и рынки будущего

5)  Испугаться безлюдных МВА с типовыми кейсами, дипломным проектом в конце обучения, тестов и прокторинга

6)  Оценить преподавательский состав и выбрать сыгранную команду преподавателей-игропрактиков и модераторов, владеющих технологиями проектной работы

7)  Узнать про технологии обучения и выбрать проектно-ориентированные

8)  Выяснить продуктовые результаты обучения, сформулировать желаемую компетентность

9)  Оценить свой уровень цифровой грамотности, начать ее повышать

10)  Приготовиться, что будет очень сложно, но оно того стоит. Невозможно получить другие результаты, если делать по-старому. Любой качественный прирост требует физических, временных, денежных и интеллектуальных затрат. Считайте, что это - капиталовложения.

* Примечание:

прокторинг - процесс контроля поведения экзаменуемых в аудитории, чтобы они проходили испытания честно: выполняли задания самостоятельно и не пользовались дополнительными материалами. Выполняется проктором. Слежение за онлайн-экзаменом в реальном времени может осуществляться по веб-камере или это делает программа, контролирующая рабочий стол испытуемого, количество лиц в кадре, посторонние звуки или голоса и даже движения взгляда (киберпрокторинг).

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования