Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


02.12.2009 / Элисон Дамаст
Источник: slon.ru, QS World MBA Tour, UCLA

MBA для бедных

Западные бизнес-школы гонятся за студентами из самых отдаленных уголков планеты

Западные бизнес-школы послушали экономистов, уверяющих, что впредь мировая экономика будет прибавлять за счет развивающихся стран. Они ищут студентов уже не только в Индии и Китае – теперь на очереди Нигерия, Гана, Вьетнам и Казахстан.

ВЫЛАЗКА В ПОЛЕ

Член приемной комиссии бизнес-школы Tuck Дартмутского университета Кристин Лака в своем уругвайском офисе работает, можно сказать, зазывалой для студентов из Латинской Америки. Она часто ездит в Аргентину, Чили, Перу и другие страны, посещая каждую не менее четырех раз за осенний, самый жаркий для бизнес-школ сезон.

Лака, свободно владеющая испанским, организует ознакомительные семинары, посещает ярмарки образования и проводит вступительные собеседования с потенциальными студентами в их родных городах. Она также общается с местными консультантами по MBA и экзаменационными центрами. Для Tuck этот подход в новинку, говорит Лака, и он заметно отличается от манеры многих бизнес-школ США искать студентов спорадически, совершая вылазку в регион раз-два в год.

«Мы решили, что добьемся положительных сдвигов, если обеспечим более-менее постоянное присутствие на латиноамериканских рынках. Честно говоря, это требует огромного количества разъездов», – говорит Лака по телефону из своего дома в Уругвае всего за несколько часов до отлета на сумасшедшую рекрутинговую неделю в Аргентине и Бразилии. «Находясь на месте, общаясь на их языке, чаще встречаясь с поступающими, я выяснила, каковы тонкости этого рынка, и они помогут нам эффективнее привлекать студентов».

Согласно недавнему докладу Совета по вопросам высшего образования, число поступающих в бизнес-школы и аспирантуры из стран-тяжеловесов вроде Индии и Южной Кореи этой осенью сократилось на десятки процентов. Поэтому члены приемных комиссий в оживленный осенний сезон пытаются раскинуть сети пошире. Они отправляются в Южную Америку или Африку, запускают программы для развивающихся стран и вербуют целые армии студентов и выпускников, чтобы те рекламировали школу и помогали приемным комиссиям у себя на родине.

Некоторые школы, в том числе и Tuck, посылают своих постоянных представителей на ключевые рынки. Все это, говорят они, часть большого плана, цель которого – добиться, чтобы бизнес-школы США и дальше могли привлекать иностранных студентов на все более конкурентном рынке.


ШКОЛЬНАЯ ЯРМАРКА

«Думаю, что международный рынок сейчас требует серьезной заботы, потому что у студентов так много вариантов. А в США с работой и возможностью профинансировать MBA все так неопределенно», – говорит Розмари Мартинелли, глава приемной комиссии в школе бизнеса Booth университета Чикаго.

Один из традиционных для американских бизнес-школ способов привлечения иностранных студентов – участие в ярмарках MBA, которые позволяют представителям школ посетить целый ряд стран за неделю – две. Это до сих пор типичная практика на перенасыщенных рынках таких, как Индия и Китай, но школы отходят от нее, сосредоточивая внимание на неосвоенных рынках.

По данным QS World MBA Tour, одного из крупнейших в мире организаторов ярмарок MBA, в этом году количество американских школ, едущих на ярмарки в индийских городах вроде Хайдарабада, упало на 5%, а в Дели и Мумбай осталось на уровне прошлого года.

Многие члены приемных комиссий предпочитают потратить деньги на поездку на новые азиатские рынки: Хо Ши Мин во Вьетнаме, Куала-Лумпур в Малайзии. Там присутствие американских бизнес-школ на образовательных выставках за год подскочило на 166% и 100% соответственно, говорит Нунцио Квакварелли, управляющий директор QS World MBA Tour.

Несколько американских бизнес-школ даже впервые нацелились на более отдаленные страны, вроде Казахстана и Филиппин. В прошлом году QS в первый раз организовала африканский тур с посещением ЮАР, Нигерии, Кении и других стран. В нем приняли участие только европейские школы, но весной ожидается присутствие нескольких американских заведений.

QS также планирует в этом году впервые организовать путешествие в Саудовскую Аравию, говорит Квакварелли. «Думаю, раз в последние годы индийских студентов в американских университетах и без того очень много, деканы, возможно, решают переключиться с Индии на другие мировые регионы, для сохранения баланса», – считает Квакварелли.

Глава приемной комиссии школы менеджмента университета Бостона Кристофер Сторер старается больше инвестировать в поиск абитуриентов на Ближнем Востоке, отвечая на запросы своих рекрутеров, которые планируют найти больше потенциальных студентов именно в этом регионе. Его сотрудники этой осенью уже дважды посещали Дубаи, и сам он вскоре отправится во вторую поездку в Каир.

Другие заведения – к примеру, школа управления Anderson Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе – проводят больше времени в поездках по Латинской Америке. Обычно представители школы посещают Южную Америку один раз в год, но в этом году поездок будет две, говорит Мэй Дженнифер Шорс, глава приемной комиссии Anderson.


ЗА СТУДЕНТАМИ В ГАНУ

Существенно увеличила свое международное присутствие школа бизнеса Fuqua Университета Дюка. У школы появилось пять новых кампусов в других странах: в Дели, Санкт-Петербурге, Дубаи, Лондоне и Шанхае. Это позволило ее сотрудникам посетить MBA-выставки в Абу-Даби и Каире, съездить в Пекин и Шанхай, войти на новые для себя рынки в Восточной и Западной Европе, говорит член приемной комиссии Лиз Райли Хардгров.

Школа даже отправила своего регионального директора на Ближнем Востоке на MBA-выставку QS в Казахстане прошлой весной. Всего в мероприятии участвовали две американские бизнес-школы.

«Мы смогли внедриться на новые рынки – раньше у нас не хватало пропускной способности, – говорит Хардгров. – Иметь представителя «в поле» – это главное. Теперь у нас там, скажем так, больше власти, больше возможностей».

Некоторые сотрудники приемных комиссий объединяют силы, чтобы найти потенциальных студентов на новых рынках. Школа Booth Университета Чикаго, школа Tuck Университета Дартмута, школа бизнеса Darden Университета Вирджинии и школа Kellogg Северно-Западного Университета организовали в этом году совместную поездку в Гану за новыми студентами – первое такое мероприятие для этих заведений.

Это был шанс провести важные встречи с потенциальными студентами, а также возможность укрепить присутствие в этой стране, говорит Мартинелли из школы Booth. «Мы привлекаем достаточно много абитуриентов из Африки, но до сих пор не уделяли этому региону внимания, если не считать студенческих поездок во время каникул».


ЗАКОНЧИЛ САМ – ПРИВЕДИ ДРУГОГО

Школы ищут и новые способы достучаться до студентов. Tuck в последние три года проводит программу «Студенты-послы»: учащиеся могут участвовать в работе приемной комиссии в своих родных странах во время каникул. В программе в этом году участвует 80 студентов из ЮАР, Мексики, Испании, Бразилии и т.п.

Добровольцы должны представить комиссии бизнес-планы с идеями рекрутинга новых студентов в своей стране, и, если комиссия план одобряет, им выделяется бюджет. Одна группа использовала выданные средства так: они достали список тех, кто проходил тест GMAT в их родной стране, и связались с каждым из них.

Другие проводят небольшие неофициальные собрания и масштабные приемы, говорит Дона Кларк, глава приемной комиссии школы Tuck. «Это творческий подход к организации мероприятий, а присутствие членов приемных комиссий при этом не обязательно», – отмечает Кларк.

Аналогично, школа Darden этой осенью запустила новую программу под названием «Капитаны города поступающих», в которой участвуют выпускники 2009 года. Они работают в 40 городах по всему миру, помогая привлекать абитуриентов. В обязанности «капитанов» входят собеседования с перспективными абитуриентами, встреча студентов на вступительных мероприятиях в родном городе, неформальные разговоры за чашкой кофе с теми, кто заинтересован в обучении.

Программу учредили, потому что сложная экономическая ситуация побуждала все больше иностранных студентов после окончания школы возвращаться домой, а не оставаться в США, рассказывает Сара Неэр, глава приемной комиссии Darden. И по ее словам, это только один из инструментов, которые школа внедряет для привлечения студентов из новых регионов.

«В прошлом больше выпускников оставались жить и работать в Нью-Йорке. Теперь они не могут или не хотят ехать в Нью-Йорк, так что теперь они повсюду, и нам это очень на руку в плане расширения приема», – говорит Неэр.


MBA В ПОДАРОК

Помогают привлечь студентов из далеких стран и новые стипендии. Одно из новшеств – программа Share, которую предлагает Thunderbird School of Global Management. Эта стипендия полностью покрывает плату за обучение и создана для привлечения иностранных студентов, у которых обычно нет финансовой возможности учиться в американском университете, говорит Джей Брайант, глава приемной комиссии Thunderbird.

Благодаря этой программе школа смогла привлечь студентов из развивающихся стран таких, как Колумбия, Иордан, Перу, Танзания, Зимбабве. «Теперь у нас есть студенты из стран, которые издавна не были представлены в нашем кампусе», – говорит Брайант.

Рим Нассер, 26-летняя иорданка – одна из тех первокурсников Thunderbird, что в этом году добились стипендии Share. Нассер получила свою бакалаврскую степень в Иордании и говорит, что отчаянно хотела учиться в американском университете, но никогда бы не смогла позволить себе обучение.

Проработав в сфере развития бизнеса три года и посещая по работе многие компании на Ближнем Востоке, она хотела освоить деловые навыки, позволяющие сгладить культурные различия между западными и ближневосточными компаниями. Нассер была очень взволнована, когда представитель приемной комиссии Thunderbird приехал с визитом в Иорданию, и еще больше впечатлилась, узнав, что у школы есть программа для таких, как она. «Когда прошлой весной пришло известие, что я получила стипендию, я, наверное, перебудила всю округу воплем восторга, – говорит Нассер. – Я не ожидала, что смогу ее выиграть, потому что конкуренция так высока, и лишь один человек из Иордании мог ее получить. Я до сих пор не могу поверить. Это как сбывшаяся мечта».

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования