Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


05.06.2007 / Юлия Беловицкая
Источник: "Элитный персонал"

МВА: правильный выбор определяет карьеру

Это заблуждение – думать, что все российские бизнес-школы похожи, а предлагаемые ими программы сделаны «под копирку». Да, существуют единые государственные требования к МВА, а преподаватели читают курсы параллельно в нескольких учебных заведениях. Однако на самом деле установки, учебные планы и даже методы обучения в разных школах могут существенно отличаться.

Платить или инвестировать?

Практика выбора бизнес-школы в России основывается на простых и нередко малозначимых для развития карьеры установках. Так, на Западе решающим фактором является среднестатистический рост доходов выпускников после завершения обучения. У нас слушатели считают достаточными следующие причины: "эту школу посоветовали знакомые", "добираться от работы до школы 15 минут", "высокая цена гарантирует качество". Подобный подход разумен с точки зрения человека, совершающего разовую покупку. Действительно, нелепо записываться в школу, находящуюся вдали от дома и работы или оплачивать заведомо слабую программу. "Покупая товар в магазине, можно зря потратить деньги, но при неудачном выборе бизнес-школы, слушатель тратит не только средства, но и драгоценное время", - отмечает Александр Чеканский, профессор Института бизнеса и делового администрирования АНХ. Тем не менее, образование - это "брак по расчету", здесь результат нужно просчитывать на годы вперед.

Нередко слушатель реагирует на "упаковку" бизнес-школы, вместо того, чтобы оценивать ее "содержание", руководствуется случайными критериями. Можно ли как-то систематизировать процесс выбора, выделив приоритетные моменты? Наверно, в ситуации отсутствия вызывающих доверие рейтингов и исследований эффективности менеджеров с МВА с это непросто. Однако две установки необходимо соблюдать. Во-первых, следует избавиться от психологии покупателя и почувствовать себя инвестором. Во-вторых, необходимо научиться планировать карьеру в долгосрочном периоде и выбирать ту программу, которая будет максимально способствовать реализации собственной жизненной стратегии.

Известный бренд

Чем определяется престиж таких "мировых столпов" бизнес-образования, как Harvard, Wharton, LBS или INSEAD, в глазах будущих слушателей? Выпускники каждой из этих школ получают по 5-7 предложений о трудоустройстве от крупнейших корпораций. Таким образом, абитуриент учебного заведения покупает не только качественное образование, но и гарантию стабильной высокооплачиваемой работы. Бренд школы способствует продвижению выпускника, а успехи бывших слушателей создают положительный имидж школы в обществе. "Для ведущих западных школ слушатели - это, прежде всего, продукт. Школа должна его переработать, повысить качество, улучшить содержание, предложить на рынке труда. Но конечным клиентом, безусловно, является работодатель, - объясняет Андрей Кулинич, профессор департамента образования Moscow Business School. - Напряженная учеба развивает у слушателей те компетенции, которые будут востребованы в будущем. Этим и определяется личный успех каждого".

Узнаваемость ведущих российских школ в среде отечественных работодателей, увы, невысока. Пока можно говорить лишь о локальных брендах и известности учебных заведений в тех компаниях, где работают их выпускники, либо где проводятся корпоративные программы обучения. "Бизнес-школы, объединенные брендом АНХ, воспринимаются в деловом сообществе как единая структура. Пока лишь некоторые HR-ы могут с уверенностью утверждать, что предпочитают нанимать выпускников конкретной школы", - считает Владимир Фальцман, руководитель Российско-немецкой высшей школы управления АНХ. Так, для РНВШУ это в первую очередь представительства немецких фирм в Москве или, например, Сбербанк.

Можно ли спрогнозировать, бренды каких отечественных школ станут широко узнаваемы через 5-10 лет? "Российское бизнес-образование молодо, но выпускников программ МВА становится все больше, в том числе и среди работодателей. Тенденция роста известности отдельных школ все-таки есть, - говорит Александр Чеканский. - Условно говоря, если школа ежегодно выпускает 50 человек, то через три она станет известна в 150 компаниях. Соответственно, при ежегодном выпуске 200 человек, это число уже возрастает до 600. Кроме того, стабильно высокий набор на программы МВА одной школы свидетельствует о достойном уровне обучения".

Дефицит высококвалифицированных управленческих кадров в России пока позволяет обладателям дипломов МВА претендовать на перспективные позиции. Тем не менее, уже сейчас есть основания предполагать, что через несколько лет начнется конкуренция между выпускниками бизнес-школ. И тогда именно бренд бизнес-школы станет важнейшим критерием, в первую очередь для работодателя.

Качество преподавания

Государственные требования, предъявляемые к российским программам МВА, устанавливают набор и продолжительность обязательных дисциплин. Однако бизнес-школы тем и отличаются от вузов, что способны в рамках стандарта предлагать что-то инновационное. Например, уникальные специализации, интересные стажировки за рубежом, двойные дипломы. В результате многие менеджеры выбирают именно конкретную программу, начиная с просмотра учебного плана на сайте школы.

По данным РНВШУ, 70% опрошенных поступают на программу МВА для того, чтобы восполнить пробелы в своем образовании; 60% стремятся систематизировать знания и опыт; половине нужны навыки эффективного менеджмента; и 13% приходят расширить свой кругозор. "Совершенно очевидно, что столь разноплановый запрос сложно удовлетворить полностью в рамках одной программы. Фундаментальные знания лучше получать в школе, основанной на базе крупного университета, - считает Ирина Омельченко, декан факультета инженерного бизнеса и менеджмента МГТУ им. Н.Э. Баумана. - Эти учебные заведения располагают опытным профессорско-преподавательским составом, который в большинстве своем приходит из головного вуза".

Кроме того, добавляет Владимир Фальцман, особенностью хорошей школы является наличие собственных научных разработок и системообразующего курса, вокруг которого выстраивается вся программа. В этом случае еще на стадии выбора будущие слушатели знакомятся с основной концепцией, в рамках которой будет проходить обучение. Монографии и научные статьи преподавателей позволяют узнать об их опыте и взглядах на современный менеджмент.

Школы и отдельные программы, имеющие международные аккредитации - АМВА, AACSB или EQUIS - активно сотрудничают со своими зарубежными партнерами, привлекают иностранных профессоров. "Наличие аккредитации свидетельствует о том, что программа выдержала серьезную проверку на международном уровне", - утверждает Александр Чеканский.

Сегодня уже уверенно можно говорить о том, что содержание программ и качество преподавания в ведущих российских школах бизнеса ничуть не хуже, чем, например, в ряде европейских школ. Но насколько применимы международные стандарты преподавания в группах, не проходивших тестирования с помощью GMAT? Все-таки за рубежом не только слушатели выбирают школу, но и школы предъявляют жесткие требования к своим абитуриентам, закрывая двери перед теми, кто недобрал проходных баллов.

В отечественных школах градация слушателей происходит только по наличию управленческого опыта - менеджеры высшего звена идут на программы Executive MBA, остальные - на МВА. В то же время стабильный спрос на программы формата mini-MBA свидетельствует о том, что отработка конкретных управленческих навыков и знакомство с основами менеджмента до сих пор актуальны для широких слоев российского бизнеса. "Выбор бизнес-школы тесно связан с дальнейшими целями человека: где он собирается работать, чего стремится достичь в ходе обучения, какие знакомства и связи намеревается приобрести в процессе учебы. Аналогично подбирается и программа", - резюмирует Андрей Кулинич.

Возврат инвестиций

В России, где образовательные кредиты еще не приобрели широкой популярности, цена программ бизнес-школы для многих является решающим фактором. "Я бы посоветовал в первую очередь обращать внимание на степень возврата инвестиций, и исходить не только из текущих финансовых возможностей, - уверен Андрей Кулинич. - Иногда излишняя экономия оборачивается бессмысленной тратой денег". Стремление получить диплом всегда объясняется желанием слушателя повысить свою стоимость на рынке труда. При ежегодной зарплате в $50-60 тысяч в год рост даже на 20% окупает стоимость средней программы МВА. Если посчитать прибавку за два года, соответственно, появляется возможность выбирать уже из ценового диапазона в $20-25 тысяч. А это уже ценовой уровень лучших программ МВА в России. Таким образом, эффективный возврат инвестиций - объективный критерий выбора будущей программы обучения. Согласно этому принципу, нужно платить только за те знания, которые принесут прибыль в дальнейшем. А для этого, выбирая программу, нужно четко представлять, в каком направлении и на каком уровне будет развиваться карьера по окончании школы.

Безусловно, не стоит забывать и о возможности прибегнуть к кредиту на образование. "Во всем мире это обычная практика, но россияне пока предпочитают оплачивать получение степени МВА из собственных сбережений, либо учатся на деньги компании. Слушатели настороженно относятся к возможности брать кредиты, - считает Ирина Омельченко. - Традиция обучения в долг еще только-только формируется". С этим мнением соглашается Владимир Фальцман, утверждая, что наши граждане, пережившие нестабильные 90-е, до сих пор испытывают неуверенность в завтрашнем дне.

"Необходимо менять взгляды руководителей школ на распределение рекламных бюджетов и тратить средства не только на привлечение слушателей, но и формирование позитивного восприятия работодателем диплома МВА. Словом, больше рекламировать успехи своих выпускников", - рекомендует Андрей Кулинич. Такой подход позволит установить более прочные связи с компаниями, и у выпускников появится гарантия возврата средств, вложенных в обучение.

Каждый абитуриент сам для себя формулирует, какая школа наиболее подходит для воплощения в жизнь его карьерных планов. Но, разумеется, не стоит игнорировать и стандартную схему: посещение дня открытых дверей, знакомство с выпускниками и преподавателями, советы знакомых. Главное в этом круге не забыть, что бизнес-образование - это долгосрочное капиталовложение, которое будут приносить дивиденды в течение всей жизни.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования