Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


05.12.2014 / Михаил Малыхин, Мария Подцероб
Источник: Ведомости 11.11.2014, 209 (3713)

Нелинейные связи

В моем представлении, курсы MBA - это такая социальная сеть, где умный молодой человек может познакомиться с умной девушкой, а умная девушка, соответственно, найти себе достойного молодого человека», - шутит основатель российской «Евросети», а ныне владелец лондонской сети винных магазинов Hedonism Drinks Ltd Евгений Чичваркин. Он не скрывает, что бизнес-образованием никогда не интересовался: «Меня вдохновляли живые примеры - опыт, описанный в книгах Ричарда Бренсона, принципы организации менеджмента Toyota и т. д.». На его взгляд, о бизнес-образовании предприниматели задумываются, когда им не хватает знаний, надо систематизировать свои знания и опыт или когда хотят переосмыслить подходы к бизнесу.

«Я пошла на MBA в наибольшей степени из-за связей, - говорит Мария Котова, исполнительный директор и партнер компании Knight Frank. - Не могу сказать, что узнала что-то принципиально новое. Систематизация знаний - да, но главным образом - контакты».

«О бизнес-образовании я задумался, когда почувствовал, что в своем бизнесе я, наверное, достиг максимума и уперся в стеклянный потолок», - рассказывает Евгений Ларионов, предприниматель, инвестор, создатель агентства Ex Libris, владелец сети кофеен Coffee and the City. После долгих раздумий он остановил выбор на программе Executive MBA московской школы управления «Сколково». «Какие-то модули мне помогали больше, где-то хотелось больше практики, но в целом обучение сильно ускорило мой бизнес и многократно окупилось», - вспоминает он.

«Я делал заметки после каждого модуля и выписывал равно какие-то общие вещи и то, что я хотел бы изменить в каждом из направлений, которыми на тот момент занимался», - вспоминает Ларионов. По его словам, после модулей об управлении компанией и HR с профессором Китом Гудалом он начал перестраивать структуру агентства Ex Libris и уходить от иерархии к горизонтально-распределенной модели бизнеса, когда проектные команды получают максимум полномочий для работы, а проекты распределяются через внутреннюю биржу. «Чтобы внедрить эту систему, у меня ушел почти год», - качает головой Ларионов. После модуля, посвященного операционному управлению, в его компании перешли на расчет ресурсов на каждый квартал и систему предварительной оценки каждого проекта на основе стандартных операций, что позволило, по его словам, оптимизировать трудозатраты на 16-20%. «Одновременно с обучением я запустил сеть кофеен Coffee and the City - и мы быстро разрослись от нескольких точек до одной из наиболее динамично развивающихся в России сетей», - гордится предприниматель.

Чем разочарованы предприниматели

Обучение по программе МВА считают полезным подавляющее большинство выпускников, уверяет президент Российской лиги МВА, проректор «Мирбиса» Юрий Тазов. С марта по июль на портале www.mba.su он вместе с коллегами провел анкетирование 1122 выпускников 56 российских бизнес-школ, получивших диплом MBA в период с 2008 по 2014 г.


Судя по результатам, наиболее скептически относятся к результатам обучения предприниматели. «В 5% случаев они посчитали результат нулевым», - сетует Тазов. Он считает, что это может быть следствием как неправильного подбора программы, так и отсутствия в программе курсов, соответствующих запросам владельцев малого бизнеса. «Еще одной причиной может быть неготовность статусных слушателей серьезно учиться», - усмехается Тазов.

«К нам часто приходят как менеджеры, так и предприниматели, которые заявляют, что они уже все знают и им нечему учиться, но после нескольких модулей возвращаются и рассказывают, как им по-новому удается посмотреть на свои бизнес-модели и свои представления о том, как управлять процессами, - говорит ректор бизнес-школы "Сколково" Андрей Шаронов. - Мы не можем научить человека стать предпринимателем и осознанно идти на риск - это либо заложено в человеке изначально, либо нет, но мы можем дать инструменты и знания, как правильно работать с этим риском, как развивать бизнес и к кому можно обращаться за советом». По его мнению, бизнес-школа для предпринимателей - это возможность структурировать знания, познакомиться с единомышленниками и найти новые бизнес-идеи, которые можно вместе воплотить.

Сергей Савин, совладелец компании Hard & Soft Group и выпускник 2011 г. программы EMBA ИБДА РАНХиГС совместно с Антверпенской школой бизнеса, сожалеет, что в российских MBA-школах до сих пор обучается мало предпринимателей: «Школы с этой аудиторией не работают, ведь ее еще надо убедить инвестировать личные деньги в образование, что совсем не просто». Сам Савин признает, что MBA-школа дала ему в руки инструменты для ведения бизнеса. «Во многих ситуациях ты просто знаешь, как действовать, а не изобретаешь велосипед». За три года после окончания школы они с партнером сильно укрепили капитал своей компании.

Зачем идут на курсы управленцы

В ходе опроса 83% обладателей степени MBA признали, что основным результатом обучения стали знания и навыки, необходимые для успешной работы, по 5% в качестве основного результата назвали связи и знакомства, помогающие в работе, и престиж в глазах работодателя, партнеров по бизнесу.

86% линейных менеджеров после окончания обучения перешли на более высокую позицию, среди мидл-менеджеров 64% поднялись на ступеньку выше или открыли свое дело. 9% владельцев бизнеса после окончания обучения заняли позицию руководителя среднего звена.

«По разным оценкам, к настоящему времени степень МВА получили свыше 50 000 российских менеджеров, - комментирует Тазов. - Из них около половины во время обучения уже были топ-менеджерами (работодателями), а другие 50% с высокой степенью вероятности за десять лет ими стали. Таким образом, подавляющее большинство нынешних руководителей крупных и средних зарубежных и отечественных компаний уже имеют степень МВА и понимают, какие задачи могут решать выпускники школ бизнеса».

Шаг в другое измерение

Характерно, что среди линейных менеджеров доля тех, кому пригодились знания и навыки, полученные в результате обучения по программе MBA, меньше, чем среди других категорий выпускников (77%). В то же время линейные менеджеры чаще других выпускников отмечают, что диплом MBA придал им вес в глазах работодателя и партнеров по бизнесу (8%), а также связи и знакомства (7%).

«Программа MBA дала мне конкретные навыки и знания, которые необходимы управленцу. Это прежде всего умение правильно выстраивать систему мотивации, точно определять и использовать потенциал каждого сотрудника. Очень помогли также новые познания в сфере бухгалтерии и финансов», - рассказывает Александр Богза, выпускник Высшей школы ГУУ, ныне гендиректор государственного учреждения «Малый бизнес Москвы». Когда Богза закончил бизнес-школу, он работал в компании «Вимм-билль-данн». По его словам, обучение настолько изменило его подходы к работе, что он начал в «Вимм-билль-данне» новый проект - занялся развитием экспортного направления. Он смог его финансово обосновать и быстро его запустил. «Важно не только получить в бизнес-школе определенный набор знаний и навыков, но еще и захотеть применять все это на практике», - говорит Богза. Он часто замечал, что линейные менеджеры, получившие диплом MBА, не горят желанием применять на практике то, что узнали в стенах школы. Они гордятся полученной корочкой, но знаний не используют. Возможно, дело все в том, что нет внутреннего огня и желания идти вперед.

«Для менеджеров, работающих в корпорациях и на госслужбе, бизнес-школы - это возможность посмотреть на другой образ жизни - предпринимательский, - комментирует Шаронов. - Они общаются с однокурсниками, которые развивают собственный бизнес. Многие наши слушатели после окончания бизнес-школы уходят строить бизнес. Это как выход в другое измерение: и страшно, и интересно».

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования