Независимый эксперт №1 по MBA в России
EN
Авторизация
29.07.2019
Источник: РБК Исследования рынков

Объем и структура рынка бизнес-образования России 2019

Основу исследования составили анкеты ведущих игроков рынка и их экспертные интервью - в ходе проведения исследования было получено 30 экспертных интервью и 27 анкет от школ, занимающих более 50% рынка MBA России. 

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА MBA

Цифровизация как фактор изменения содержания программ MBA

На фоне глобального внедрения технологических решений во все сферы деятельности организаций, бизнес-школы создают как отдельные образовательные программы, ориентированные на управление бизнесом в эпоху цифровой экономки, так и внедряют новые элементы в уже существующие программы. Активно внедряются работа с большими данными и их аналитика, на мировом рынке запускаются MBA в сфере кибербезопасности и «количественного менеджмента». Так, Mail.Ru Group и образовательный портал GeekBrains объявили о запуске программы бизнес-образования Digital MBA, посвященной цифровой трансформации бизнеса. Работают над внедрением трендов цифровизации в программы MBA и другие игроки - так, в Высшей школе менеджмента СПбГУ была запущена отдельная программа о вызовах цифровизации, центр Бизнес и маркетинг РАНХиГС внедряет в классические программы MBA курсы по Big Data, AI, запуск программы «Управление цифровой трансформацией» - дипломной образовательной программы для директоров и команд по цифровой трансформации компаний (Chief Digital Transformation Officer / CDTO) в бизнес-школе СКОЛКОВО и другие.   
MBA - программы, ориентированные на практику, и, безусловно, внедрение курсов о цифровых технологиях и трендах, является своевременным и необходимым для конкурентоспособности в современном мире.  

Рост значимости технологий дистанционного обучения

В то же время, цифровизация в «узком» смысле реализуется посредством распространения новых форматов обучения (online-обучение), требующих более активного использование современных технологий. Многие бизнес-школы запускают полностью дистанционные программы бизнес-образования, тем не менее подразумевающие активное взаимодействие между участниками, однако, предоставляющие более комфортное обучение в условиях ограниченного времени и территориальной привязки. Практически все игроки на рынке, если не начали, то планируют начать использование дистанционных методов в обучении студентов на программах MBA.  

Экспортная ориентация российского бизнес-образования

Цифровизация и использование дистанционных методов обучения открывают широкие возможности для экспортной ориентации российского бизнес-образования. Данный вопрос и подобная возможность неоднократно обсуждались на различных мероприятиях и конгрессах с представителями бизнес-школ с середины 2010-х годов. Существенных успехов в этом вопросе за последние несколько лет добились бизнесшколы СКОЛКОВО, EMAS и некоторые другие игроки. По словам ректора EMAS Андрея Коляды, по итогам 2018 года на англоязычные программы, разработанные в бизнес-школе, поступило около 50 студентов из дальнего зарубежья, в бизнес-школе СКОЛКОВО 6-9% студентов MBA/EMBA из других стран, работают над привлечением и другие школы. Безусловно, в условиях сокращения спроса на внутреннем рынке, экспортная ориентация российского бизнес-образования выглядит возможным решением ситуации.  
Персонализация предложений MBA  

Многие школы делают акцент на персонификации предложений - развивается предложение специализированных программ, подстроенных под конкретные индивидуальные, корпоративные, государственные запросы. Так, Росатом планирует разработать программу MBA по подготовке специалистов атомной отрасли, а МГУ совместно с ГИЛС и НП обсуждает проект запуска программы MBA для фармотрасли.

Бизнес-образования в регионах: сокращение спроса  

Продолжающееся падение расходов крупного бизнеса и частных лиц на бизнес-образование ощутимее всего отразилось на рынке MBA российских регионов. При этом тенденция актуальна вне региональной специфики - в связи с сокращением спроса решение не осуществлять новый набор на программы MBA приняли многие бизнесшколы в региональных центрах по всей стране: в Калининграде, Томске, Перми и других.

Неоднозначная динамика уровня цен

За последние годы, согласно проведённому исследованию, большинство бизнесшкол увеличили стоимость своих программ, при этом повышение цен не было скачкообразным. Однако, примечательно, что у некоторых бизнес-школ стоимость обучения не только не изменилась, несмотря на продолжающиеся кризисные явления в экономике, но и снизилась (в регионах) в стремлении удержать падающий уровень спроса на дорогостоящие программы. Более того, практически все бизнес-школы предлагают различные скидки и промо-предложения, которые могут давать скидку до 20-25% на полный курс обучения.  

Географическая трансформация мирового рынка бизнес-образования

На мировом рынке был зафиксирован спад популярности бизнес-образования глобального лидера - США, в то время как рынки Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона в основном демонстрировали рост.

Среди причин - рост авторитета бизнесшкол на международной арене и качества предоставляемого образования, а также напряженная политическая обстановка в США. Возможность поучаствовать в международной конкуренции за студентов имеют и отечественные бизнес-школы - упомянутая выше EMAS и другие. Важнейшим шагом на пути к повышению статуса и привлекательности на рынке для международных студентов служат самые престижные аккредитации - AACSB, AMBA и EQUIS. Примерами для российского рынка MBA служат 3 отечественные бизнес-школы: ИБДА РАНХиГС, ВШМ СПбГУ и бизнес-школа СКОЛКОВО, активно работающие в данном направлении. Так, Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА РАНХиГС) имеет аккредитацию AACSB и AMBA, Высшая школа менеджмента СПбГУ - аккредитацию EQUIS EFMD и AMBA, бизнесшкола СКОЛКОВО в 2019 году получила аккредитацию EQUIS EFMD.

Потребительское поведение меняется  

Игроки на рынке и эксперты отмечают важный тренд на рынке бизнес-образования - рост осознанности потребителей. Влияние на потребительское поведение оказывают как общая смена поколений (миллениалы и поколение Z с высокой «экспертностью» и прагматизмом), так и неоднозначная экономическая ситуация, сказывающаяся практически на всех слоях населения России. С одной стороны, рост осознанности должен привести в упадок псевдоMBA программы, которые были ориентированы на нечестную игру с классическими бизнес-школами, с другой стороны, может привести к росту спроса на зарубежные программы, особенно в условиях цифрового мира.  

РЫНОК MBA И БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Объем и динамика рынка

Рынок бизнес-образования, как и любой другой рынок услуг, не связанных с услугами первой необходимости, является чувствительным к кризисным явлениям в экономике, особенно настолько масштабным, как структурный кризис, начавшийся в России в 2014 году. Несмотря на заявления органов власти о завершения кризиса, экономическая ситуация продолжает оставаться неоднозначной: реальные доходы сокращаются (причем, процесс охватывает географически всю страну), ВВП растет минимальными темпами, а перспектив существенного улучшения ситуации не видят даже Минэкономразвития и Центральный банк РФ. Сложившаяся ситуация, особенно сильно ударившая по среднему слою (данная группа потеряла минимум 10 млн чел.), оказала существенное влияние на рынок бизнес-образования в России. 

Согласно проведенному анкетированию ведущих игроков, объем рынка MBA по количеству обучающихся (без учета онлайн-программ) составил в 2018 году около 7,1 тыс. человек, что на 2% ниже, чем в 2017 году. Безусловно, тренд на снижение количества обучающихся на классических MBA-программах связан не только с кризисом в экономике (хотя кризис серьезно ударил по расходам компаний на MBA, а также спрос на открытом рынке), но и с появлением онлайн-MBA, повсеместным распространением коротких программ, в т.ч. онлайн, развитием корпоративных университетов и других видов бизнес-образования. 


Впрочем, рост цен на программы MBA, который происходит как в Москве, так и в регионах, который игроки характеризуют как «ползучий», позволил увеличить объем рынка в денежном выражении. По итогам 2018 года, по оценке РБК Исследования рынков, объем рынка MBA достиг 3,3 млрд руб., показав рост по сравнению с 2017 годом на 2,5%. 

Безусловно, рост рынка за счет повышения цен при падении реальных доходов населения - не самый лучший тренд, однако рост расходов на приглашение зарубежных преподавателей и взаимодействие с зарубежными партнерами, цифровизацию и привлечение клиентов приводит к необходимости повышения цен. 


Прогноз развития рынка

Прогноз рынка предполагает стагнацию с точки зрения количества занимающихся - ключевые тренды, которые будут определять состояние рынка: 

- отсутствие предпосылок для значительного улучшения экономической ситуации, которые могли бы перезапустить рынок бизнес-образования;

- снижение предпринимательской активности бизнеса и инвестиций частного бизнеса из-за неопределенных «правил игры» и повышения «турбулентности»;

- рост числа коротких программ и смещение части спроса на них;

- рост доли получающих MBA и псевдоMBA в онлайн бизнес-школах с аккредитацией и без нее;

- медленная активизация корпоративных клиентов (собственные академии и школы, разработка совместных программ с бизнес-школами, обновление кадров и т.п.);

Согласно подготовленному прогнозу, в 2019 году число обучающихся на программах MBA (без учета онлайн программ) незначительно увеличится и составит 7 150 чел. 

Онлайн-сегмент бизнес-образования

Рынок бизнес-образования продолжил свое активное развитие и в онлайн-сегменте - так, среди игроков, принявших участие в исследовании, и оказывающих услуги по бизнес-образованию в онлайн-сегменте, были получены следующие цифры: 

- средний прирост числа занимающихся (2018 к 2017 году) - 33,5%;

- средний темп прироста цен 1,01%. 

Все больше бизнес-школ меняют мнение о полностью дистанционных программах на оптимистичное, хотя далеко не все готовы начать внедрение даже простых дистанционных методов обучения. 

По результатам опроса, проведенного среди деловой аудитории РБК, 14,2% респондентов получали за последний год образование онлайн. Среди топ-источников, отмеченных респондентами, следует отметить: внутренний корпоративный портал (9,8%), Coursera (8,7%), «Синергия», «Специалист при МГТУ им. Баумана» и «Деловая среда» (по 3,3% каждый), а также «Бизнес-молодость», «Нетология», академия PwC, Udemy и другие.  

Безусловно, на рынке онлайн-образования сохраняются проблемы, которые были характерны для него и ранее - отсутствие аккредитации у большинства игроков и маскировка коротких программ под полноценные MBA. Впрочем, улучшения есть и в этом направлении - один из крупнейших игроков на рынке City Business School в 2018 году получила аккредитацию НАСДОБР. 

Объем рынка онлайн-программ MBA по итогам 2018 года оценивается аналитиками РБК Исследования рынков в 3 300 человек. Оценка объема рынка в денежном выражении затруднена из-за сложности классификации онлайн-программ, однако в целом составляет около 350 млн руб. 

Структура рынка

Корпоративные и B2C клиенты 

Достигнув минимального значения в 2016 году, запрос на обучение сотрудников в бизнес-школах начал восстанавливаться. Так, по итогам анкетирования бизнес-школ, в 2018 году доля корпоративных клиентов составила не менее 27%. Лидером по доле корпоративных клиентов в 2017-2018 гг. является петербургская школа AMI (Advanced Management Institute). 

Географическая структура рынка

Москва и Санкт-Петербург являются традиционными регионами, где программы MBA представлены наиболее широко: помимо двух столичных городов выделяется сегмент городов-миллионников и городов с населением меньше миллиона человек. 

Суммарно на Москву и Санкт-Петербург приходится более 61% бизнес-школ (79 из 129 бизнес-школ, в том числе онлайн-школ), работающих в России и их количество в целом стабильно, в большинстве городов-миллионников представлены несколько школ и их количество продолжает сокращаться, в городах с населением менее миллиона человек представлены преимущественно 1-2 школы, часть из которых полностью зависимы от запросов крупного бизнеса в регионе. 


78% обучающихся на программах MBA проходят обучение в Москве (5,5 тыс. чел.), еще 9% приходится на бизнес-школы Санкт-Петербурга (650 обучающихся), 13% обучающихся - на бизнес-школы других городов. 


Рынок MBA в России оценивается аналитиками РБК Исследования рынков в 3,32 млрд руб. с учетом онлайн-программ. На Москву приходится более 4/5 рынка: это связано как с более высокими ценами, так и с большим количеством обучающихся. 


Еще одна тенденция, которая отмечалась только в столичном регионе - существенный рост цен. Региональные бизнес-школы чаще сохраняли цены на прежнем уровне, а с учетом акций и промо-предложений, скорее, сокращали свою выручку. Столичные школы увеличивали или сохраняли цены на прежнем уровне. 

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования