Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


23.03.2020 / С,Кравцов
Источник: MBA.SU

Ожидает ли нас рост числа программ онлайн-МВА?


Как пишет Юлия Жданова в статье "Онлайн-курсы готовятся к новым ученикам", на время карантина спрос на интернет-сервисы, в том числе образовательные, может кратно подняться.

"Впрочем, согласно исследованию «Яндекса» и NeoAnalytics, это произошло бы и без коронавируса. По оценкам экспертов, темпы роста российского рынка дистанционного обучения опережает динамику зарубежного. Уже в следующем году, полагают исследователи, его объем превысит 53 млрд руб. Для сравнения, в 2018 году этот показатель составлял менее 30 млрд. И это при том, что доля дистанционного обучения на внутреннем рынке бизнес-образования России в прошлом году составляла менее 1,5%. <..>

Несмотря на возросшую активность обучающих платформ, на российский рынок дистанционного обучения и интернет-курсов текущая ситуация с карантином может повлиять негативно.

В этом уверен уверен профессор, проректор по академическим вопросам бизнес-школы «Сколково» Евгений Каганер: «По большому счету, у нас сейчас сидят десятки миллионов людей, которые получают реально не очень хороший образовательный опыт онлайн. Их ожидания и их мнение о том, что такое онлайн-образование, сейчас во многом формируются как раз тем опытом, который был в экстренном порядке создан этой всей ситуацией и необходимостью образовательных учреждений очень быстро перейти в онлайн. Почему я говорю, что опыт не очень хороший? Потому что они совершили этот переход с точки зрения технологической, но не методологической».

По нашему мнению (что подтверждают отзывы), впечатление большого числа людей, прошедших через бизнес-обучение в дистанционном формате, осталось далеко не лучшим. Во многих случаях, техническая сторона дела явно опережает содержательную. Вот довольно типичные претензии слушателя онлайн-МВА:

  • нет контакта или очень ограниченный контакт с другими слушателями
  • нет нормального контакта с преподавателем, можно получить только краткие рецензии
  • нет дискуссии между слушателями
  • методические указания к проектам в общем виде
  • видеоматериалы не дают исчерпывающего понимания темы

и т.д.

Апологеты концепции образования взрослых настаивают на том, что человек должен учиться самостоятельно, и с этим трудно спорить. Но в случае онлайн-образования часто это понимается совсем буквально: человека заваливают контентом, сиди-разбирайся. Это, от силы, 20% усвоения, и зачем тогда бизнес-школа? Давно известно, что можно сколько угодно смотреть видео с гуру менеджмента и бизнеса, но стать такими, как они, вряд ли получится, нужно дополнять аудио-визуальные форматы дискуссиями, практическим выполнением заданий (а не натаскиванием), обучением друг друга. МВА по определению предполагает интенсивный взаимообмен опытом и знаниями  между слушателями, с одной стороны, и преподавателями - с другой.

Поэтому для создания качественной программы МВА в формате онлайн, недостаточно сделать интернет-платформу и заполнить ее тестами и видеоматериалами. Разработать качественную методологию онлайн-обучения на программе МВА очень трудно. Если нас и ждет рост числа программ онлайн-МВА, то его стоит ожидать со стороны классических бизнес-школ, располагающих значительным опытом, штатом квалифицированных преподавателей, и финансовыми ресурсами. Онлайн-бизнес-школам, расходующим средства на формирование дутого имиджа и удаление из интернета негативных отзывов об обучении, это вряд ли по плечу.

Сергей Кравцов


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования