Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


01.03.2007 / Ю.А.Тазов,директор по маркетингу ВШМБ АНХ
Источник: Business Education Review, № 1

ПЯТЬ ВОПРОСОВ О МВА.

(как принять верное решение или зарисовки с выставки «Экономическое и бизнес-образование»)

Прошедшая в конце января 2007 г. выставка «Экономическое и бизнес-образование», на которой традиционно представлена наша бизнес-школа, не стала исключением. Однако, несмотря на многообразие вопросов, среди них регулярно появляются вопросы о втором высшем, карьере, рейтингах и т.д. Частота, с которой задаются эти вопросы, позволяет говорить о существовании некоторых стереотипов целевой аудитории школ бизнеса, предлагающих программы МВА.

«Исправить неправильное первое высшее».

Девушка лет двадцати пяти, немного настороженный взгляд. Явный гуманитарий. Вопрос «У вас есть второе высшее?»

- А зачем оно вам? (однозначно ратуя за разные виды и формы обучения, иными словами за то, чтобы «росли все цветы», автор все же продолжает задавать встречный вопрос и пытаться совместно отвечать на него). Девушка слегка задумывается, потом отвечает.
- Исправить неправильное первое высшее образование. Я по диплому филолог, а работаю экономистом. Если получу второе высшее экономическое, смогу продвигаться...
- Ясно. Для начала, «второе высшее» и МВА – это программы одного уровня. Различия, если так можно выразиться, в «степени фундаментальности». Высшее образование в России гордится своей фундаментальностью, это почти каждый окончивший технический ВУЗ ощутил на себе. А крылатая фраза «забудьте все, чему вас учили в ВУЗе» родилась отнюдь не по прихоти сатирика, а стала лишь констатацией факта нечастых встреч теории с практикой в стенах alma mater. Для МВА «лекции» - катастрофа, поскольку программы МВА, как модно сейчас говорить, «заточены» под практику. Для нас важно не напичкать вас разнообразными знаниями, а содействовать выработке у вас умений и навыков решения задач вашей повседневной работы.
Итак, давайте поймем, что вы хотите получить на выходе из «второго высшего». Знания – раз, диплом – два. Все? При этом вы учитесь среди таких же, как и вы, исправляющих «неправильное» первое высшее.
А на программе МВА вы получите практический опыт решения самых различных задач бизнеса. А как вам перспектива провести два года в среди руководителей среднего и высшего звена самых различных компаний? На последнее советую обратить особое внимание. И в западных бизнес-школах, и у нас в последние годы главной становится конкуренция составов слушателей бизнес-школ. Даже не столь важно «где» учиться, важнее - «с кем». Если вы – специалист, идите в среду руководителей. Там вы быстрее решите вопросы вашей карьеры.

- «Что вы мне сможете дать?»

Наверняка директор небольшой фирмы или менеджер среднего звена. Вальяжный, знает себе цену. Сразу видно, что - завсегдатай образовательных выставок, привыкший к тому, что представители школ сразу делают на него «стойку» как на потенциального слушателя, агитируют, завлекают...

- Дать? Ничего.
Товарищ обескуражен. Как ничего? Почему?
- Видите ли, процесс обучения вообще двусторонний, а бизнес-образование и подавно предполагает активную и творческую обратную связь. Что вы сможете привнести в учебный процесс?
- Я? Нет, это вы должны меня научить. Я деньги плачу и все.
- Тогда это не к нам. Учеба на программе МВА предполагает, что вы не только посещаете занятия и выполняете домашние занятия. Вы должны быть готовы к участию в обсуждениях, командной работе над case-studies, групповыми проектами. Ваш голос должен быть слышен на семинарских занятиях, тренингах. Вы будете предлагать варианты развития компаний, отстаивать разработанную вами стратегию фирмы, готовить бизнес-планы. Вам предстоит разработать мероприятия по выходу вашей (или другой) реально существующей компании на IPO. Именно вы будете по дороге на занятия повторять по-английски текст про маркетинг в компании 3М...И это далеко не все, в чем вам придется участвовать в течение двух лет.
- Да я вобщем, готов...

- «У вас международный диплом или какой?»

Юная леди, жующая жвачку. Модная куртка, в руке – телефон последней модели.

- У нас российский диплом. А международный, это - какой страны?
- ???? Девушка не может определиться с ответом.
- Наверное, вы хотите, чтобы ваш диплом котировался на Западе?
- Да!!!
- Здесь возможны варианты. Например, диплом МВА, выданный ВШМБ АНХ, за рубежом признается. Но не автоматически, а в результате изучения и оценки перечня и объема дисциплин, изученных слушателем по программе МВА. Например, в 2003 г. к решению о соответствии диплома МВА ВШМБ диплому МВА Торонтского университета пришла его комиссия, в которую обратился выпускник ВШМБ. Аналогичным образом решался вопрос признания западными компаниями (Microsoft, Cisco, Hewlett Packard и др.), которые брали на работу выпускников ВШМБ.
Если хочется, чтобы ваш западный работодатель при виде вашего резюме на секунду переставал жевать, поправлял галстук и говорил «О!», здесь лучше пойти другим путем. Вы поступаете и заканчиваете одну из школ бизнеса, входящую в top-20, начиная с Wharton, и дело в шляпе. Тогда вы входите в обойму «золотых кадров» и ваша дальнейшая карьера запрограммирована на успех. И что бы ни случилось, всегда ваше резюме будет лежать в верней части пачки резюме других соискателей. Правда, если вы закончите программу МВА школы, не входящую в top-20, то «лучше бы вы совсем ничего не закачивали», как сказал недавно на заседании Advisory Committee один выпускник ВШМБ и Wharton. Подобные оценки мы слышали от наших выпускников и преподавателей, учившихся в ведущих западных бизнес-школах и работавших в США и Европе.
К сожалению, совместных дипломов с великолепной «двадцаткой» в России пока нет. Есть довольно много разных западных партнеров, с аккредитациями и без, средних и не очень, которые работают совместно с российскими школами. О том, насколько котируются у западных работодателей их дипломы МВА вам лучше узнать из первых рук.

«Все рейтинги врут!»

Молодой мужчина с несколько ехидной улыбкой, выдающей в нем «знатока»: «Вот вы говорите, что ваша школа занимает первые места в рейтингах...Это ерунда, мы знаем, как эти рейтинги делаются. Все рейтинги врут!»

- Это правда, рейтинги врут. Врут таблоиды и даже, как мы знаем из средней школы, календари. Врут метеорологи и политики. Эксперты куплены. СМИ продажны. Веры нет никому (ну разве что рейтингу бизнес-школ от Financial Times). И все же мы интересуемся рейтингами (ну, признайтесь), пролистываем таблоиды, прислушиваемся к мнению экспертов, верим прогнозам погоды и цифрам экономического роста. Мы так устроены, это данность. Я же не прошу верить на слово, а лишь призываю анализировать разные источники информации и не уходить в крайности. Например, известно шесть или семь рейтингов российских бизнес-школ разных СМИ...
- Это все ерунда. Западные рейтинги оценивают рост зарплаты после окончания МВА, а у нас...Наши конечно пишут, что зарплата выросла на 50-60%, а проверить невозможно!
- Вы правы. Например, в США, где натболее распростаненной программой МВА является дневная (full-time) с отрывом от работы, легче оценить состояние зарплаты «до» и «после». К тому же данные о зарплатах не скрываются так, как это обычно делается у нас. Поэтому данный параметр в России трудно оценить. Скажем, приходит учиться заместитель генерального директора. Вероятность того, что за два года, которые он потратит на учебу, не переставая при этом работать, он станет генеральным, не так уж мала. Вот и разберитесь, благодаря чему он сделал этот карьерный шаг: природным талантам, полученным знаниям или благоприятному стечению обстоятельств. Скорее – и тому, и другому, и третьему.
Я на месте СМИ стал бы оценивать другой параметр – динамику роста наборов в бизнес-школу. Ведь если в школу стремятся поступить вес больше и больше слушателей, значит, ее программы МВА удовлетворяют их требованиям. Слушатели, каждый из которых может быть смело причислен к экспертам в области МВА (сколько информации ими проанализировано перед поступлением в ту или иную школу!), голосуют своими собственными деньгами.

- «Вы мне гарантируете успешную карьеру?»

Женщина до тридцати. Умное лицо, внимательные глаза. Сама уже поняла, что вопрос сформулирован плохо.

- Мы этого гарантировать не можем. «Гарантировать» - в данном случае неподходящее слово.
- Согласна. Это зависит от меня.
- Конечно. Давайте оценим то, что можно оценить. Два года добросовестного изучения бизнес-дисциплин: менеджемнта, финансов, маркетинга, управления человеческими ресурсами, внешнеэкономической деятельности полезно? Двести сорок часов бизнес-английского языка, это здорово? Деловые и дружеские контакты с одногруппниками, среди которых 60-70% первых лиц компаний, это хорошо? Наконец, разве не прекрасно снова почувствовать себя студентом, учиться и осознавать, что все это ты делаешь для себя: для своей жизни, для собственной работы. Мне кажется, теперь Вы сами можете ответить на свой вопрос.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования