Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


13.10.2014 / Алешин Владимир Дмитриевич - проф. Школы IT-менеджмента РАНХиГС
Источник: Школа IT-менеджмента РАНХиГС

Учиться, учиться и ещё раз учиться …

"Совершенствоваться не обязательно. Выживание - дело добровольное"
Эдвард Деминг


Старшим поколениям эта фраза В.И. Ленина знакома с детства. Нам представляется, что в современных условиях стремительных перемен эта фраза приобретает всё более и более актуальное значение. Давайте с позиций менеджмента, ИТ-менеджмента, вдумаемся в эту фразу и сформулируем к ней своё отношение.

Ускорение процесса изменений во всех областях окружающего мира стимулирует поиск новых подходов в менеджменте, новых методов анализа и понимания ситуации. Изменения во  многом обусловлены тем обстоятельством, что постоянно меняются правила игры, и этот процесс только ускоряется [1]. Игнорирование изменения правил игры дорого обошлось (и обходится) многим и многим компаниям, в своё время - мировым лидерам. В 1996 году отмечался столетний юбилей промышленного индекса Доу-Джонса. К этому моменту времени в списке компаний, на основе которых оценивался индекс, была представлена лишь компания General Electric (GE) - один из мировых лидеров внедрения системы Шесть Сигм, базирующейся на процессном подходе [2].  

Хорошо известна история компании Ford. Внедрив конвейерное производство (фактически решив проблему производства), компания Генри Форда за одно поколение выпустила товаров и услуг больше, чем все человечество совокупно выпустило за прошедшее время. Результат - к началу 20-х годов доля Ford на автомобильном рынке составляла две трети, к началу же Второй мировой войны она упала до 20% [3]. Одна из центральных причин этого состоит в том, что решив проблему производства, компания Ford стимулировала переход к новым правилам игры. Парадигма "цвет автомобиля может быть любым при условии, что этот цвет - черный" [3] была окончательно отброшена (компания же Г. Форда продолжала работать в рамках этой старой парадигмы). На смену производственной задаче (как производить?) пришла совершенно незнакомая рыночная (как продавать?).

Не следует ли рассматривать создание добавленной  для клиентов стоимости в качестве  нового правила игры? Говоря о процессном подходе, Джек Уэлч отмечал, что "...На сегодняшний день одним из наиболее существенных достижений в продвижении системы Шести Сигм стал тот факт, что удалось убедить глав и руководителей компаний (и, прежде всего, компаний, работающих на рынке услуг) в том, что усовершенствование процессов не неизбежное зло или обременительная повинность, а способ достижения конкурентного преимущества через создание добавленной стоимости для клиентов" [2].

Современные автоматизированные системы (АС) базируются на процессном подходе.  К сожалению, хорошее понимание и практическое использование процессного подхода и АС, базирующихся на этом подходе, не является сильной стороной компаний российского бизнеса. Впрочем, это характерно не только для российского бизнеса.

Как отмечает Thomas Wallace [4], в середине 70-х годов на западе многим компаниям казалось, что они работают с использованием MRP. Вместе с тем публикации содержали диаметрально противоположные комментарии относительно ценности для компании  внедрения в них тогда ещё пакетов прикладных программ MRP. Многие компании не были довольны результатами, некоторые же компании достигали (по их мнению) захватывающих результатов.  Позднее подобная же ситуации сложилась и при переходе к новому классу автоматизированных систем, базирующихся на стандарте, разработанном APICS - MRP-II.

В работе [6] показано, что обучение всего персонала организации при вводе в действие АС - определяющее условие для возврата инвестиций и для эффективного использования АС при принятии управленческих решений. В этой связи, обсуждать далее будем проблему обучения персонала организации в процессе ввода их в действие.

На сегодняшний день начато и ведется большое число проектов по вводу в действие различных АС, построению интегрированных АС. К сожалению, проектов, в которых достигнуты хорошие результаты (в виде эффективно использующейся интегрированной системы автоматизации, а не отдельных АС и (или) отдельных модулей АС типа финансов и логистики), можно перечислить по пальцам. Это следствие во многом того, что владельцы бизнеса (топы компаний) не хотят, а подчас и не могут вникать в вопросы требуемой их бизнесу АС. Фактически это означает, что бизнес не рассматривается как целостная сложная система, требующая для своего эффективного функционирования современных методик менеджмента, поддерживаемых системами автоматизации.

Эти АС  должны соответствовать бизнесу, его уровню зрелости, его потребностям, его культуре. Практика российского менеджмента такова, что зачастую, начиная обсуждение вопроса о выборе какой-то автоматизированной системы или отдельного модуля, из целостной системы берется только та или иная её часть, которая по каким-либо соображениям принимается руководством компании как центральная. К сожалению, этот выбор, как правило, не сопровождается серьезным анализом как текущих, так тем более потенциальных бизнес-потребностей компании. Ведь именно бизнес должен формировать требования к уровню его поддержки со стороны ИТ, именно бизнес должен определять перечень АС, необходимых ему для повышения своей эффективности. "...Использование западной технологии без анализа философии менеджмента - путь, ведущий в никуда. Освоение методических приемов должно сопровождаться анализом фундаментальных путей, на которых эти приемы создавались. Передовые технологии, разработанные за рубежом, будут совсем иначе выглядеть в нашей среде. Механическое заимствование лишь углубляет пропасть, отделяющую нас от Запада.

Вряд ли мы когда-либо разгадаем феномен успеха менеджмента, если будем подходить к нему только как к технике управления. Менеджмент- прежде всего философия и культура управления" [7].
Понятно, что владельцы бизнеса, топы компаний самостоятельно не могут разобраться в том многообразии АС, которые представлены на рынке. Помочь им в этом - задача руководителя ИТ службы и его подчиненных. Но для того, чтобы решить эту непростую задачу, ИТ руководитель должен быть способен и уметь говорить о системах автоматизации с точки зрения бизнеса, на языке бизнеса. Выбор АС - задача владельцев, топов компании. Задача руководителя ИТ службы, CIO [9] - обеспечить лиц, принимающих решение, необходимой и достаточной информацией.

Сказанное выше иллюстрирует существенный разрыв между бизнесом и ИТ. В немалой степени это является следствием того, что специалисты в области ИТ пока не получают серьезного базового образования в области менеджмента. Им, как правило, не привиты устойчивые навыки решения бизнес-проблем своих компаний средствами ИТ. Владельцы же и топы компаний, с одной стороны, не имеют достаточных знаний в области ИТ и систем автоматизации, поддерживающих современные технологии менеджмента, а с другой (на данном этапе развития значительного числа российских компаний) они сосредоточены на вопросах, дающих большую и более быструю отдачу. Как правило, учитывая уровень зрелости российского бизнеса в области управления, ответы на эти вопросы не базируются на использовании современных ИТ. Понятно, что эта ситуация - временна и по мере встраивания российского бизнеса в мировой роль и место ИТ как инструмента стратегического преимущества компании будет возрастать [8].

С методологической  частью данной статьи можно ознакомиться на сайте электронного журнала
Школы IT-менеджмента >>>

-----------------------------

[1]  Промышленный индекс Доу-Джонса (Dow Jones Industrial Average - DJIA) - индикатор фондового рынка, представляющий собой средний показатель изменения курса акций группы, включающей 30 крупнейших американских промышленных компаний. В 1896 году представлял собой среднее арифметическое цен акций 12 американских промышленных компаний, одной из которых являлась General Electric
[2]   Парадигма - совокупность устойчивых и общепризнанных норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации научных исследований [1]
[3] MRP (Material Requirements Planning) - планирование потребности в материалах
[4] Пакет Прикладных Программ (ППП) - набор программ или модулей, рассчитанный  на общее применение в определённой предметной области. В рамках данного общего применения этот набор можно настроить (иногда путем введения некоторых дополнение) на выполнение конкретных задач [5]. Отличается от библиотеки, прежде всего тем, что создание библиотеки не ставит целью полностью покрыть нужды предметной области.
[5] APICS (The Association for Operations Management)
[6] MRP-II (Manufacturing Resource Planning) - планирование производственных ресурсов. Стандарт "де факто" MRP-II разработан Ассоциацией APICS в 1989 году. Методология MRP - составная часть стандарта MRP-II.
[7] В приложении наши даны подробные замечания относительно используемых терминов "ввод в действие" и "автоматизированная система". Наряду с термином ГОСТ "автоматизированная система" будем использовать термин "система автоматизации".
[8] Зачастую ни владельцы бизнеса, ни топы не имеют четкого ответа на вопрос какую потребность в информации, необходимой для принятия эффективных решений, обеспечит выбираемая система и как она будет "вписываться" в существующую ИТ инфраструктуру.

[9] CIO - Chief Information Officer. Разница между ИТ-директором и CIO заключается в том, что если первый действует в интересах своей службы, то второй - в стратегических интересах всей организации.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования