Методика проведения народного рейтинга бизнес-школ этого года, в целом, осталась неизменной. Для того, чтобы дать возможность как можно большему числу выпускников программ МВА высказаться и этим повысить объективность рейтинга, мы увеличили период проведения опроса. Анкетирование проводилось в течение 3 месяцев (с марта по июнь) на портале «МВА в Москве и России», где каждый выпускник программы МВА мог поставить свои оценки альма-матер и оставить свои контакты.
Как и в прошлом году, информация о народном рейтинге распространялась через Интернет. Кроме того, мы также обратились во все российские бизнес-школы, предложив им оповестить своих выпускников о проходящем опросе. Выпускникам предлагалось выставить баллы от 1 (бесполезно) до 5 (максимальная польза) по итогам своего обучения в бизнес-школе: «увеличение дохода», «карьерный рост», «развитие бизнеса», «создание бизнеса», а также — «полезность установленных связей». Нас также интересовал рост доходов выпускника через 2 года после окончания бизнес-школы.
Наибольшую активность выпускников продемонстрировали ассоциации ведущих бизнес-школ; представительство других школ бизнеса было скромнее. Замечено: выпускники, удовлетворенные своим обучением обычно с большей охотой участвуют в опросах, чем те, кто посчитал время своего обучения потраченным впустую.
В опросе приняли участие выпускники 41 российской бизнес-школы: Москва (28), Санкт-Петербург (5), Поволжье (3), Урал (2), Сибирь (3). Участники long-list:
БМБШ ИГУ (Иркутск), БШ МГТУ, Высшая школа агробизнеса МСХА, ВШБ ГУУ, ВШБМ МУМ, ВШБИ ВШЭ, ВШКУ, ВШ маркетинга ГУУ, ВШБ МГУ, ВШМБ, ВШМ ВШЭ, ВШМ СПбГУ (Санкт-Петербург), ВШФМ, ВЭШ СПбГУ (Санкт-Петербург), ИБДА, ИБДА СГТУ (Саратов), ИМИСП(Санкт-Петербург), НОУ «Институт бизнеса и экономики», ИДАБ Финуниверситета, ИМП МЭСИ, ИМБиК БГТУ «Военмех» (Санкт-Петербург), ИММ РАНХи ГС, МШБ Финуниверситета, МИМ ЛИНК, МИРБИС, МВШСЭН (программа Kingston/АНХ), Новосибирская ОШБ, РНВШУ, СГСЭУ (Саратов), «Синергия», СФУ, СШЭ (Санкт-Петербург), УСИБ (Екатеринбург), ФИТБ, ФФБ РАНХи ГС, ФЭН РАНХи ГС, Школа IT менеджмента, First_Business_School (Уфа), Green Сity (Нижний Новгород), Moscow Business School, «Integral».
В опросе приняли участие 68% мужчин и 32% женщин; 52% составили руководители высшего звена, 41% — среднего, и 7% — линейные менеджеры и специалисты.
В этом году для повышения объективности мы ужесточили условие попадания бизнес-школы в рейтинг — не менее 25 анкет от школы бизнеса. Условие по минимальному представительству учитывало минимально допустимую численность группы МВА в 20 человек (Гостребования). Введенное ограничение отразилось на списке составе short-list, в нем оказалось половина первоначального списка школ бизнеса. Окончательно, баллы/места Народного рейтинга MBA.SU/Известия — 2011 распределились следующим образом:
1. |
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета |
20,63 |
2. |
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХ и ГС при Президенте РФ |
20,61 |
3. |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ |
19,85 |
4. |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС |
19,83 |
5. |
Санкт-Петербургский междунардный институт менеджмента (ИМИСП) |
19,71 |
6. |
Московская школа социальных и экономических наук РАНХи ГС при Президенте РФ (программа Kingston/РАНХ и ГС) |
19,11 |
7. |
Высшая школа бизнеса ГУУ |
19,05 |
8. |
Международный институт менеджмента ЛИНК |
18,85 |
9. |
НОУ «Институт бизнеса и экономики» |
18,69 |
10. |
Институт магистерской подготовки МЭСИ |
18,61 |
11. |
Школа IT менеджмента РАНХ и ГС при Президенте РФ |
18,16 |
12. |
Высшая школа корпоративного управления РАНХ и ГС при Президенте РФ |
18,03 |
13. |
Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ |
17,98 |
14. |
Высшая школа международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ |
17,91 |
15. |
Российско-немецкая высшая школа управления РАНХиГС при Президенте РФ |
17,87 |
16. |
Высшая школа маркетинга ГУУ |
17,75 |
17. |
«Integral» |
17,71 |
18. |
Moscow Business School |
17,32 |
19. |
Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве |
17,16 |
20. |
Бизнес-школа МГТУ |
17,03 |
Как и в прошлом году, результаты опроса продемонстрировали очень слабое знание выпускниками других игроков рынка бизнес-образования. На вопрос « Назовите три лучшие российские бизнес-школы, кроме собственной» в половине случаев респонденты дали ответ «не интересовался». Возникает вопрос, как же они в свое время выбирали свою школу бизнеса? Ответа нет, похоже, что все выборы в нашем Отечестве по-прежнему совершаются сердцем.
Елена Борисова, Петр Квасов
Известия № 178 от 27 сентября 2011 г. «Бизнес-образование»