1. Какие тренды существуют на рынке образования для взрослых (бизнес-образование, дополнительное, тренинги, дистанционное образование и т.д.) в настоящее время?
Самый мощный и популярный тренд сегодня — образование для бизнеса или карьеры, иными словами, бизнес-образование, которое в нашей стране имеет статус дополнительного (к высшему). Виды программ бизнес-образования различны: тренинги, семинары, программы повышения квалификации, программы переподготовки. наконец, МВА, ЕМВА.
Согласно результатам опроса на сайте «МВА в Москве и России» (mba.su), наиболее популярными в 2011 г. видами обучения являются посещение краткосрочных бизнес-семинаров и тренингов, а также обучение на МВА.
Какое образование, по вашему мнению, наиболее эффективно для профессионального роста?
Посещение краткосрочных бизнес-семинаров и тренингов |
26.8% |
Программы MBA (очно) |
26.1% |
Видеотренинги и мультимедийные курсы |
17.6% |
Дистанционное образование через интернет |
9.5 % |
Программы повышения квалификации (очно) |
5.4% |
Чтение книг и профессиональных журналов |
5.1% |
Программы профессиональной переподготовки (очно) |
4.4% |
Получение второго высшего образования (очно) |
4.4% |
Поиск информации в интернете |
0.7% |
www.mba.su (опрошено 295 чел.)
Классическое очное обучение в России преобладает (74%), хотя динамика роста дистанционного обучения за последние 2-3 года показывает, что оно очень скоро займет не менее половины рынка бизнес-образования. Этому способствуют очевидные преимущества «дистанционки»: дешевизна, доступность, минимальные временные затраты.
2. Какие из представленных на рынке возможностей образования для взрослых, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в качестве подспорья при построении карьеры?
Изначально программы типа МВА были нацелены на карьероориентированных менеджеров. В России это первичный акцент изменился в сторону «бизнеса вообще», поэтому на программе МВА можно встретить и молодого менеджера, и предпринимателя, и собственника бизнеса. Однако, исходя из того, что из всех видов программ МВА — наиболее серьезная, разносторонняя и системообразующая, я бы в первую очередь рекомендовал ее тем, кто думает о карьере.
3. Понять, каких именно знаний тебе не хватает, легко. Определиться с «правильной» учебной программой сложнее. Как не ошибиться в выборе? Дайте несколько советов.
На самом деле, понять каких знаний не хватает, не так просто. Согласно опросу, проведенному нами в МШМТ, при выборе учебных программ на их содержание обращает внимание едва ли половина. Это происходит потому, что многие не в состоянии качественно оценить учебную программу. При выборе потенциальный слушатель бизнес-школы скорее ориентируется на бренд бизнес-школы, полагая, что она сама знает, чему необходимо учить и делегируя ей право составления учебного плана.
Тем не менее, тщательно выбирать учебную программу необходимо, если вы не хотите потратить время напрасно. Один из верных показателей уровня курса/программы — личности преподавателей. Профессиональный преподаватель не будет «гнать халтуру», он ответственно относится не только к составлению курса, но и к методической и, главное, к консультационной работе со студентом.
4. С какими запросами к вам чаще всего обращаются потенциальные слушатели?
Наиболее «ходовой» вопрос: с кем я буду вместе учиться? То есть, ориентированные на карьеру менеджеры, в первую очередь хотят оценить и впоследствии максимально использовать ресурс деловых контактов, который дает обучение в бизнес-школе. Второй по частоте вопрос «чем вы отличаетесь?» связан с большим объемом схожей информации, которую школы бизнеса распространяют о себе. Действительно, куда ни посмотри, всюду «блестящие» преподаватели-практики, «уникальные» программы и «престижный» диплом.
Сегодня наиболее явные доминанты ожиданий слушателей — повышение своей капитализации — карьерный рост на нынешнем месте работы (50%) и расширение/создание своего бизнеса (по 30%). Поэтому особое внимание поступающие уделяют содержанию программ, курсов, организации занятий, кейсах и учебных проектах.
Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА
mba.su