Быстрый рост числа программ MBA в мире приводит к ситуации, когда все большее число бизнес-школ борется за все меньшее число студентов. В этих условиях у бизнес-школы есть проверенный способ выделиться из числа конкурентов — получить аккредитацию. Аккредитация одного или нескольких из трех основных мировых органов по аккредитации (AACSB, AMBA и EQUIS) означает для бизнес-школы вступление в эксклюзивный клуб элитного бизнес-образования. Для потенциальных студентов бизнес-школ престижная аккредитация — сигнал о том, что после окончания их шансы найти более высокооплачиваемую работу возрастают. Однако, престижная аккредитация одновременно означает, что стоимость обучения в такой бизнес-школе будет выше, чем в остальных бизнес-школах.
”Считается, что работодатели реагируют только на выпускников школ с престижными мировыми аккредитациями
В составе «тройной короны» аккредитаций лидирует AACSB International, которая имеет наиболее жесткие стандарты и у себя на родине аккредитовала 25% бизнес-школ. Остальные три четверти американских бизнес-школ имеют другие, национальные (ACBSP, CHEA, DEAC) или региональные аккредитации в следующих ассоциациях:
- Ассоциация колледжей и школ Средних штатов
- Ассоциация школ и колледжей Новой Англии
- Северо-Западная комиссия по колледжам и университетам
- Южная ассоциация колледжей и школ
- Западная ассоциация школ и колледжей и др.
Наличие аккредитации (национальной или региональной) важно еще и потому, что позволяет студентам рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства и дает возможность перевода в другие бизнес-школы. Иногда региональная аккредитация в каком-либо штате является более авторитетной, чем другие.
Различные исследования говорят о том, что выпускники бизнес-школы с аккредитациями из «тройной короны» зарабатывают больше, чем выпускники бизнес-школ с другими аккредитациями. В США образовательные учреждения, аккредитованные AACSB, отличаются большей величиной активов и оборудования, больше всего расходуют на обучение, платят самые высокие зарплаты профессорам.
Помимо финансовой господдержки обучения, аккредитация бизнес-школы интересует поступающих на программы МВА с точки зрения отношения к ней работодателей. Считается, что работодатели реагируют только на выпускников школ с престижными мировыми аккредитациями. Если это действительно так, то в этом случае речь идет о крупнейших мировых корпорациях, которых интересуют выпускники самых крупных и известных бизнес-школы в США и мире. Средний американский бизнес, очевидно, довольствуется выпускниками бизнес-школ с региональной аккредитацией, чьи зарплатные амбиции гораздо ниже.
В целом, большинство американских, да и европейских работодателей не знакомы с различными ассоциациями, аккредитующими программы MBA и бизнес-школы. Это неудивительно, т.к. в мире их довольно много, да и тонкости аккредитационных процессов доступны только специалистам. Работодатели, как правило, ориентируются на репутацию и известность бренда бизнес-школы. По мнению многих специалистов, шансы у работодателей имеют бизнес-школы, «которые все знают» (Гарвард, Массачусетский технологический институт, Стэнфорд и другие школы этого уровня) и бизнес-школы, о которых они что-либо слышали. При этом, Гарвард и другие гранды бизнес-образования чувствовали бы себя хорошо даже не имея аккредитаций. Как свидетельствуют выпускники MIT и других бизнес-школ из TOP-25, их резюме «всегда лежат у работодателя в самом верху стопки».
”Оценить степень информированности российских работодателей в отношении международных и каких-либо вообще акредитаций у бизнес-школ сложно, но похоже, она весьма низка
Для трудоустройства важно, приходят ли рекрутеры из компаний в кампус бизнес-школы. Если такой практики нет, аккредитация бизнес-школы не имеет особого значения. Вторым по важности фактором является наличие ассоциации выпускников, т.к. это расширяет круг более информированных работодателей.
Американские бизнес-школы, аккредитованные AACSB, как правило, более престижны и известны у себя в США, чем школы с другими аккредитациями. Но таких, как мы помним, всего четверть от общего числа. Та же картина в Великобритании у британских бизнес-школ, аккредитованных AMBA International, они более известны. Однако, у себя дома АМВА аккредитовала чуть более 25% бизнес-школ из 150 учебных заведений. Остальные английские бизнес-школы и университеты подтверждают качество своих программ аккредитацией Агентства по обеспечению качества высшего образования (QAA), и видимо, этого им вполне достаточно.
Оценить степень информированности российских работодателей в отношении международных и каких-либо вообще акредитаций у бизнес-школ сложно, но похоже, она весьма низка. Даже выпускники бизнес-школ, проведшие в стенах бизнес-школы два года, в массе своей не знают, что такое международная аккредитация, что она показывает, и какими компетенциями обладают выпускники аккредитованных бизнес-школ. Поэтому разговор работодателя с кандидатом будет начинаться не с рассмотрения аккредитационных сертификатов, а с обсуждения его профессиональных знаний и навыков. Тем более, что дефицита красиво оформленных сертификатов и свидетельств на рынке не наблюдается.
Александра Хомякова
MBA.SU по материалам американских образовательных сайтов