Независимый эксперт №1 по MBA в России
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников

АВТОРИТЕТНО: О ПРАВОМЕРНОСТИ ССЫЛОК НА ЗАРУБЕЖНЫЕ АККРЕДИТАЦИИ ПАРТНЁРОВ В СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММАХ МВА

08.07.2020 / Лариса Малышева, директор Бизнес-школы УрФУ, д.э.н., профессор
Источник: MBA.SU

Что происходит на рынке программ МВА? Классификация и сегментирование программ

В дискуссию на тему классификации существующих моделей российских программ МВА, начатую по инициативе нашего портала MBA.SU ректором Санкт-Петербургского института менеджмента ИМИСП Сергеем Мордовиным, вступает директор Бизнес-школы Уральского федерального университета Лариса Малышева. Публикуем её взгляд на проблему.


Программа МВА - Master of Business Administration появилась в США в университете Пенсильвании почти 200 лет назад. В России программа МВА стартовала 20 лет назад после того, как был объявлен конкурс на разработку российского формата МВА, в котором приняли участие 15 вузов в первой волне, и еще 15 - во второй.

Как и в США, изначально, МВА задумывалась, как дополнительное к высшему, образование, и сопровождалась соответствующим дипломом государственного образца.

Регулированием рынка МВА всегда занималась Российская Ассоциация бизнес-образования (РАБО), которая в 2012 году создала НАСДОБР - Национальный Аккредитационный Совет Делового образования. Были разработаны нормативные документы, обновлены процедуры аккредитации программ МВА, которые существовали и до этого, но в связи с новым законом об образовании приобрели особую актуальность.

С 2013 года программа МВА вышла за пределы государственного регулирования программ высшего образования и перешла в разряд программ профессиональной переподготовки. С одной стороны, появилось больше степеней свободы для формирования контента и выбора форматов, но с другой стороны - и множество фальшивых МВА, псевдо-МВА, мини-, Junior-, и прочих.

Вопросы классификации программ МВА, сегментирования, рейтингования всегда актуальны. Высокая цена, привлекательность бренда МВА мало кого оставляют равнодушными и по сей день, и неизменно привлекают шарлатанов и инфоцыган.

В 2010 году Президент РАБО Леонид Евенко предложил шуточную классификацию программ МВА, согласно которой, выделил:

  • «Храм знаний» с фокусом на научные исследования для «отличников»;
  • «Росконцерт» с приглашенными преподавателями-«звездами» для образованной публики;
  • «Элитный клуб» для толстосумов;
  • «Цех № 5» для лояльных корпоративных служащих;
  • «Инкубатор предпринимательства» для носителей амбиций;
  • «Кадровый центр» для искателей успеха;
  • «Книжный магазин» для приобщающихся к профессии;
  • «Подделки» для искателей легких путей, делающих первые шаги в профессии;
  • «Базар» или фальшивка с доступными дипломами.

Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента ВШЭ добавил к этой классификации программы, сочетающие образование (education) и развлечение (entertainment), а также программы, направленные на общее развитие личности руководителя. Эти программы он назвал - "Развлекуха" и "Озарение".

Конечно, любая классификация носит субъективный характер, и здесь крайне важна цель. Если цель - помочь потенциальному слушателю в выборе, то можем порассуждать вместе и разобраться, что происходит с программами, и на что обратить внимание.

Программа МВА представляет собой системное обучение управлению компанией для руководителей с опытом не менее 3-х лет, в том числе, управленческим, не меньше 2-х лет.

Эволюция приоритетов и Кривая Гартнера

Как и все продукты, программа МВА имеет свой жизненный цикл. И на каждом этапе МВА отвечала разным потребностям слушателей.

Можно выделить 4 этапа становления программы МВА:

1. Отстройка от программ высшего образования. Фокус на инфраструктуру и клиент-ориентированность. Слушателю предлагали современные условия, связанные с отличной от вуза инфраструктурой, комфортную среду, отстроенные бизнес-процессы, штатных преподавателей со степенями и званиями, интерактивные форматы, включая кейсы и деловые игры.

2. Отстройка от фейковых и поддельных программ. Стандартизация и соответствие международным требованиям. Здесь на первый план выходят зарубежные партнеры, стажировки, российская и международная аккредитации

3. Фокус на практичность, интерактив, решение запросов бизнеса. Развитие бренда и сообществ выпускников, привлечение их в программы, решение бизнес-задач, бизнес-моделирование, проектное обучение

4. Сотрудничество с ведущими компаниями и ассоциациями, фокус на технологии, онлайн и цифровизацию.

Каждый следующий этап вытесняет приоритеты предыдущего, переводя их в разряд обязательных. Это означает повышение барьера для выхода на рынок программ МВА. В настоящее время новичкам очень сложно выйти на рынок. Предложений достаточно. Учитывая 20-летний период становления программ МВА, неизвестные программы могут ворваться на устоявшийся рынок только на волне ажиотажного спроса. Это спрос на узкую специализацию, цифровизацию и интересный онлайн, партнерство с крупными профильными компаниями, инсорсинг уникальных компетенций, бизнес-моделирование, системность и логику.

Однако, есть большой риск, что такие новички уже не будут соответствовать требованиям к программам МВА. Например, в части штатных преподавателей, наличия исследований, библиотеки, оборудованных аудиторий и прочего. Того, что было крайне важно на первом этапе развития программ.

Мне представляется, что данные этапы развития хорошо описываются Кривой Гартнера (рис. 1).

Кривая Гартнера и МВА

Рис. 1. Кривая Гартнера. Смена приоритетов в конкурентных преимуществах, по мере их появления


1. Запуск технологии. Первая фаза цикла - технологический прорыв. Этой фазе соответствует нынешняя ситуация. Ажиотаж по поводу цифровизации, навязанный коронавирусом онлайн, сотрудничество с крупными компаниями и участие в национальных и федеральных проектах подготовки управленческих кадров.

2.  Пик завышенных ожиданий. Возможно, мы переоцениваем роль игропрактик и проектного обучения в программах МВА. Решение конкретных проблем ранее отводилось специализированным программам и консалтинговым проектам. Сообщества выпускников и известный бренд, действительно, создают высокие барьеры для выхода на рынок МВА. Важна системность и бизнес-моделирование. Но работает ли это в условиях ажиотажного спроса? Многие программы МВА от ведущих вузов не стали адаптироваться к условиям вынужденного карантина и остановили занятия, дожидаясь возврата к очному формату.

3. Нижняя точка разочарований, пожалуй, не очень характерна для программ МВА. Мы все также ориентируемся на международные аккредитации, хотя давно уже назрели вопросы экспорта, а не импорта образовательных моделей. Появление уникальных форматов и проектов типа «Остров1021», «Университет 2035», «Лидеры России» и прочие. Не пора ли менять принципы аккредитации и создавать российские рейтинги и рэнкинги? Разговоры об этом идут давно, но пока мы все так же следуем за зарубежными лидерами и импортируем, в основном, западные модели.

4. Склон просвещения. Пересмотр идей, корректировка, стандартизация. Это как раз этап фиксации требований, тиражирование и повсеместное применение. Соответствует большинству программ МВА в ведущих вузах с различными аккредитациями - российской и зарубежными.

5. Плато производительности. Стабильность технологий, признание и обязательность применения. Здесь как раз и находятся базовые требования к условиям и бизнес-процессам, уровню преподавателей и применяемым форматам. То, что 15-20 лет назад было инновацией и отличительной особенностью, стало обыденностью и необходимым условием.


Вертикальная ось соответствует степени интереса к конкурентному преимуществу, а горизонтальная - времени существования программ. Чем дальше расположена точка на горизонтальной оси, тем больше времени прошло с актуальности и ажиотажа вокруг данного конкурентного преимущества.

Конкурентные преимущества, расположенные на «Склоне просвещения» и «Плато производительности» справа на графике, перешли в разряд обязательных и отражены в требованиях Национального Аккредитационного Совета делового образования (НАСДОБР) к программам МВА.

Фактически, это барьеры для выхода на рынок МВА, которые не дают никаких конкурентных преимуществ.

В данном рассуждении мы оставили за кадром вопросы ценообразования. Есть предположение. Если вопрос цены, в принципе, обсуждается, то есть сомнения в соответствии программы - статусу МВА. Есть требования к длительности программы. Не менее 600 очных часов. Самостоятельная и проектная работа увеличивают это количество примерно в 2 раза. Учитывая, что в цене часа не меньше трети занимает фонд оплаты труда преподавателей, цена часа не может быть меньше 6-и тысяч. Это нижний уровень региональной программы. Верхний - определяется наличием известных федеральных и зарубежных преподавателей в программе.

Таким образом, можем рассуждать о ценовых диапазонах:

  • 6-9 тыс. руб./час. При длительности 1200 часов соответствует 7 200 - 10 800 тыс.руб. за всю программу. При численности группы 20 чел. Цена составит 360-540 тыс.руб.
  • 9-12 тыс.руб./час. соответствует 540 - 720 тыс. руб.
  • И выше

Стоимость программы МВА, ниже 360 000 руб. вызывает сомнение в уровне преподавателей, техническом и методическом обеспечении.

При переходе в онлайн, цена не снижается, поскольку виртуальная среда, разработка материалов и онлайн интерактивов, техническое и методическое сопровождение, дополнительное привлечение и подготовка модераторов для организации практикумов и игр, синхронное обучение и индивидуальное консультирование могут стоить даже выше, чем очные встречи.

Сравнивая программы МВА друг с другом и сегментируя из по разным принципам, можем говорить о некоей Модели компетенций программы МВА. Где в качестве базовых критериев можем рассмотреть уже упомянутые выше, в разные периоды времени, служившие конкурентным преимуществом.

Мы предположили, что для каждого критерия возможна разная степень соответствия «идеальной» программе МВА, отвечающей требованиям всех заинтересованных сторон. Будем считать, что 10 баллов - это максимальное соответствие. А единица - это признак программ другого типа: высшего образования, суррогатов, корпоративных программ и прочих. Или стартовый уровень для неконкурентоспособных программ МВА (рис. 2).

Критерий Классические программы Шкала Адаптивные программы
Здание и инфраструктура
ВУЗ,традиционные условия
1 -10
Кампус, отдельное здание
Бизнес-процессы Стандартные бизнес-процессы университета 1 -10
Проектная деятельность
Преподаватели Штатные преподаватели 1 -10
Приглашённые практики
Форматы Лекции,практика 1 -10
Интерактивные
Зарубежные партнёры
Приглашённые спикеры
1 -10
Совместные программы
Зарубежная практика Дополнительные модули 1 -10
Модули внутри программы
Международная аккредитация Стандартизация 1 -10
Профессиональные аккредитации и партнерство
Российская аккредитация Стандартизация 1 -10
Профессиональные аккредитации
Бренд и сообщество выпускников Бренд вуза 1 -10
Бренд бизнес-школы
Бизнес-модели Изучение существующих модулей 1 -10
Наличие собственной логики и концепции программы
Реализация проектов Дипломные работы 1 -10
Социальные, консалтинговые
Игропрактики Симуляторы, практикумы 1 -10
Игрофикация образовательного процесса
Специализация Отраслевая специализация 1 -10
Наличие нескольких специализаций, развитие команд
Цифровизация и онлайн Дистанционное обучение 1 -10
Онлайн обучение синхронное и асинхронное,
в части проектной деятельности
Партнёры - крупные компании Совместные кафедры, привлеченные преподаватели 1 -10
Множество партнеров, совместные проекты
Участие в федеральных проектах Участие в сторонних проектах
1 -10
Собственные проекты федерального уровня

Рис. 2. Компетентностный профиль программ МВА


В данной модели представлены 16 факторов. Максимальная сумма баллов по всем критериям - 160.
Можно предположить, что, в зависимости от набранных баллов, программы относятся к разным уровням, даже при соблюдении формальных признаков по длительности обучения и объему часов:

  • 1-40 баллов - это не программы МВА, «Злые собаки», в соответствие с классификацией матрицы BCG (Boston Consulting Group)
  • 41-80 баллов - новички на рынке, «Трудные дети», которых сложно развивать и всегда есть риск закрытия программы
  • 81-120 баллов - зрелые программы, «Дойные коровы», для региональных рынков - претендующие на роль «звезд»
  • 121-160 баллов - «Звезды»: программы с устойчивым спросом и известным брендом.


Если оценить программу МВА Бизнес-школы УрФУ, которая уже 20 лет работает на рынке Уральского федерального округа и входит в TOP-20 Eduniversal по Центральной Европе в категории Project Management & Operations, то получим следующую картину (рис. 3). В сумме - 116 баллов. Видны конкурентные преимущества и точки роста.

Критерии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Здание и инфраструктура
4
Бизнес-процессы 6
Преподаватели 10
Форматы 10
Зарубежные партнеры 3
Зарубежные стажировки 3
Международная аккредитация 5
Российская аккредитация 5
Бренд и сообщество выпускников 10
Бизнес-модели 10
Реализация проектов 10
Игропрактики 10
Онлайн 5
Цифровизация 10
Партнеры-крупные компании 7
Участие в федеральных проектах 8

Рис. 3. Самооценка программы МВА Бизнес-школы УрФУ


В развитии программ МВА можем предположить дальнейшую специализацию, поиск новых конкурентных преимуществ и нишевание. Появятся новые факторы конкурентоспособности, и, следовательно, новые ниши и новые направления. Те актуальные запросы, которые привели к появлению новых игроков, могут перейти в разряд обязательных или утратить актуальность. А программы МВА будут вынуждены адаптироваться, сохраняя стандартизованные признаки.

Учитывая вынужденный рост спроса на онлайн обучение, можем ввести еще одну классификацию, которая приведет к появлению новых игроков.

Можем рассмотреть 2 признака классификации:

1. форма проведения занятий: очная и онлайн

2. Тип организации: традиционная и цифровая

До сих пор мы имели дело с традиционными компаниями, а с недавнего времени с очным и онлайн форматами. Сейчас появляется растущий спрос на контент для ИТ-компаний и традиционных, нуждающихся в цифровой трансформации (рис.4).

Формат занятий
Тип компании
традиционный цифровой
онлайн Классическая онлайн МВА DBI
очный MBA MBI

Рис. 4. Дальнейшее развитие программ МBA


Подавляющее большинство программ работают для руководителей традиционных компаний. До сих пор, в основном, очно. Есть ряд программ, относящихся к классическим онлайн-МВА и отличающихся долей синхронного и асинхронного онлайн-обучения.

Программ MBI (Master of Business Information) на рынке мало. Есть DBA (Doctor of Business Administration) для тех, кто ориентирован на научные исследования и защиту диссертации. И мы ожидаем появления программ DBA (Digital Business Administration) - в развитии программ CDTO - Chief Data (Digital) Transformation Officer.

Может, нам и правда пора стать законодателями в образовательных моделях и выбрать свой, российский путь в становлении программ МВА?

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования