Теплая погода расслабляет, а вкупе со сложной геомагнитной обстановкой, провоцирует многих на не вполне адекватные поступки, а тех, кто пишет — на создание халтурных текстов под видом полезной информации.
Вот недавно одно деловое издание опубликовало текст под названием «Что такое MBA образование», где чушь началась уже с первых строк, с утверждения о том, что МВА — тема малоизученная (!) и такие курсы (!!) появились в мире сравнительно недавно [всего-то 115 лет назад — прим.ред.].
Ну ладно, скажет кто-то, какая теперь разница, что первые программы МВА появились в России не в 1992 году, а в 1988-м и в числе пионеров (помимо ВШМБ) нет Школы бизнеса РУДН, а напротив, есть Высшая коммерческая школа и МИРБИС. Мол, это все уже история. Верно, но если журналист при создании статьи не в состоянии найти и использовать широко распространенную информацию, что же он напишет дальше?
А он и пишет.
Цитата «Основная цель программы МВА — подготовить специалистов к работе на руководящей должности, быстрому принятию оптимальных решений в нестандартных ситуациях, научить ответственности, главным и второстепенным принципам ведения бизнеса и т. д.»
Опустим шероховатости формулировок, но как быть со смыслом? Всегда ли быстрое решение является оптимальным, что есть «главные принципы ведения бизнеса», а что — «второстепенные», как «научить ответственности»? Прекрасные перлы относятся к определениям программ МВА, которые формулирует автор. Вот некоторые:
«General MBA — программа предусматривает обучение в рамках общего и стратегического менеджмента. Предоставляет наиболее полный и глубокий образовательный охват». Правильный ответ: General MBA — комплексная программа, охватывающая основные сферы бизнеса: менеджмент, финансы, маркетинг и т.д.
Specialized MBA — программа для определенного направления бизнеса, это повышение квалификации по определенному бизнес-сегменту». Правильный ответ: Специализированная программа MBA — суть General MBA, в которой усилена подготовка по отдельным направления бизнеса (отраслевая программа) или функциональная составляющая (менеджмент, финансы, маркетинг и т.д.).
«Start MBA — облегченный вариант образовательного стандарта General MBA». Комментарий: По логике автора, автомобиль Kia Picanto должен являться облегченным вариантом Maybach.
Mini MBA — обычно очень сжатый и насыщенный курс для «прокачки» самых насущных профессиональных качеств слушателя. Правильный ответ: Mini MBA не является программой МВА, аббревиатура МВА используется для введения потребителя в заблуждение. Этим названием маскируется программа профпереподготовки для солидности. Никакой «прокачки» там чаще всего нет.
Но дальше еще лучше. Большая цитата, но она того стоит — «В качестве преподавателей обычно приглашаются ведущие менеджеры компаний, которые предлагают своим ученикам решать реальные бизнес-задачи. Чем статуснее бизнес-школа, тем более известных топ-менеджеров может она привлечь.
Школы с мировым именем, такие как Гарвардская или Стенфордская могут похвастаться менеджерами из транснациональных корпораций мирового уровня. Эти преподаватели формируют программу обучения таким образом, чтобы разобрать реальные кейсы реальных компаний в виде бизнес-игры.
В результате слушатели вовлекаются в разбор ситуаций, с которыми сталкивались другие управленцы и ищут способы их решения. Ученые-теоретики не обладают достаточными практическими знаниями, чтобы вести такие игры».
Супер! На деле, в качестве преподавателей приглашаются далеко не только топ-менеджеры, а преподаватели-консультанты и бизнес-тренеры. Огромное влияние на обучение оказывают «ученые-теоретики», степень теоретизма которых достаточно условна, т.к. бизнес-дисциплины без практических знаний преподавать невозможно. Кстати, наиболее известные «ученые-теоретики»: гуру маркетинга Филипп Котлер (Philip Kotler), гуру менеджмента Питер Дракер (Piter Drucker).
Пассаж о роли «известных топ-менеджеров» в бизнес-школах — также большой перегиб. Они (о, ужас!) — далеко не главный ресурс бизнес-школы. Нечастые встречи (топ-менеджеры обычно сильно заняты в бизнесе) и мастер-классы со звездами бизнеса важны и интересны, но не способны сформировать систематические знания. И уж тем более, ведущие менеджеры компаний НЕ «формируют программу обучения таким образом, чтобы разобрать реальные кейсы реальных компаний в виде бизнес-игры». Программа МВА создается не ради кейсов, кейсы — один из инструментов обучения бизнесу. А бизнес-игры — вообще отдельная тема, их проводят бизнес-тренеры и преподаватели-консультанты, а не топ-менеджеры.
Выбор бизнес-школы — важная информация, которую автор обойти не смог. Среди особо ценных мыслей: наличие лицензии у бизнес-школы и наличие у нее брэнда, этого «солидного довеска к государственному [какому, какому?! госдиплом МВА не существует — прим.ред.] диплому».
Верх рассуждений — членство бизнес-школы в международных ассоциациях, потому что
«международные организации, как правило, не принимают всех подряд». Тут уж полная чушь: во-первых, членство где-либо, по определению, не имеет отношения к качеству. Во-вторых, часто это вопрос чисто финансовый: заплатил — вступил.
Завершая этот экскурс в мир фантазий, вспомним совет доктора Преображенского: «И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет.» С поправкой на современность, не читайте статей про МВА «для блондинок», желательно и после обеда тоже.
С.Кравцов
MBA.SU