На одном из недавних гайдаровских форумов, кто-то из экспертов от аккредитующих ассоциаций, сравнивая рейтинги и аккредитации, сказал, что первые — это бамбук, а вторые — виноградная лоза. Сравнение было в том смысле, что рейтинги высокие, как бамбук (шуму больше), но корни у них небольшие. А аккредитация имеет глубокие корни, как лоза, что приносит полезный урожай. Речь, конечно, идет не о любой аккредитации, а лишь одной из трех самых престижных («тройная корона»). Сравнение красивое, но как всегда есть нюансы, и в них-то и кроется самое главное.
Насчет корней все правильно, у лозы они больше и уходят глубже. А в остальном можно поспорить. Является ли аккредитация альтернативой рейтингам как индикатор качества обучения? Нет, и вот почему. Когда мы говорим «престижная международная аккредитация», мы говорим о факте признания программы бизнес-школы соответствующей стандартам качества этой ассоциации, причем в конкретный момент времени. Это непростая процедура, требующая огромных организационных и материальных затрат, и мы, конечно, далеки от мысли умалять усилия тех, кто получил такие аккредитации. Но с другой стороны, отсутствие таких аккредитаций также однозначно не говорит о том, что учебный процесс выстроен некачественно, как известно, суть — в деталях. Об акредитационном бизнесе мы как-нибудь поговорим отдельно.
”рейтинг анализирует не сотни параметров внутри «черного ящика», а результат на выходе — удовлетворенность выпускников обучением
Речь о другом. При аккредитации анализируется масса параметров, и дается она на три года или сразу на пять лет, поэтому до следующей процедуры реаккредитации бизнес-школу никто не побеспокоит. Значит, никто не мешает размахивать флагом аккредитации достаточно долго, несмотря на то, что ситуация с обучением (и качеством) за пять лет может поменяться. Например, уходят одни преподаватели вместе со своими, часто авторскими курсами, приходят другие или меняется структура и бизнес-процессы самой бизнес-школы и т.д. Зарубежным аккредитователям такие «тонкости» не видны, да и не интересны. И, честно говоря, мы не вспомним ни одной бизнес-школы, которой бы не продлили однажды полученную «престижную международную».
Рейтинг, напротив, составляется ежегодно, а несколько рейтингов дают более широкую картину положения бизнес-школы в динамике за определенный период времени. Причем, рейтинг анализирует не сотни параметров внутри «черного ящика», а результат на выходе — удовлетворенность выпускников обучением. Можно иметь хорошие отчеты и рекламу, а мнение пользователей будет отличаться от этой благостной картины. Мы, конечно, далеки от того, чтобы объявить аккредитации (особенно серьезные) ничего не значащими; рейтинги и аккредитации дополняют друг друга, являясь источником куда более достоверной информации, чем замаскированные под аналитику ухищрения маркетологов бизнес-школ.
Кто-то скажет: рейтинги тоже бывают разные, и это правда. Взять знаменитый Eduniversal — чтобы присутствовать в нем достаточно представителям бизнес-школы участвовать в его ежегодных конвенциях, проходящих в разных городах мира. Что называется, дружить, быть на виду. Про процедуру «перекрестного опыления» бизнес-школ, то есть, голосования друг за друга, и говорить нечего. А есть рейтинги с принципами, тот же рейтинг Financial Times, просто по дружбе туда не попадешь.
Нам — порталу MBA.SU — в ходе подготовки ежегодного Народного рейтинга бизнес-школ, приходится проводить выборочные проверки достоверности анкет: немало желающих фальсифицировать мнение выпускников о своей бизнес-школе, присылая от их имени липовые анкеты. Кстати, тот же стиль «корректировки реальности» некоторые используют и при прохождении аккредитаций…
Недавно стартовало анкетирование выпускников программ МВА и ЕМВА на нашем портале, результаты которого войдут в Народный рейтинг бизнес-школ — 2020. Мы хотим, чтобы он в наибольшей степени отражал реальную ситуацию с качеством обучения на российском рынке бизнес-образования. Подчеркнем еще раз — итоговый результат рейтинга отражает не представление отдельных руководителей бизнес-школ о своих и чужих бизнес-школах, а мнение выпускников, менеджеров, ради которых бизнес-школы и существуют. Так что, бамбук — весьма полезный строительный материал…
С.Мухин
MBA.SU