Эрик Корнуэл, генеральный директор Европейского фонда развития менеджмента EFMD и профессор Высшей школы менеджмента НЕС в Париже, входит в состав совета директоров Европейского института научных исследований в менеджменте EIASM, является членом совета директоров нескольких успешных компаний и преподает в 15 различных университетах Европы и Азии.
15 января 2015 года Корнуэл стал 25-м иностранным почетным профессором МИРБИС, а за две недели до этого удостоился звания кавалера Ордена Почетного легиона.
_____
Executive.ru: Каковы главные тренды в современном западном бизнес-образовании?
Эрик Корнуэлл: Прежде всего, налицо тенденция к концентрации, то есть к созданию больших институтов. Появляются новые издержки, школы выходят на международный уровень, внедряются новые IT-системы, проводятся исследования, реализуются программы развития для студентов — все это стоит денег и требует использования большего количества ресурсов.
Второй тренд — это рост стоимости образования. Плата за обучение в последнее время заметно возросла, а в некоторых странах образовательные кредиты стали просто неподъемными.
Еще один тренд заключается в том, что преподаватели все больше и больше заинтересованы в исследовательской деятельности, а не в работе со студентами. Это большая проблема, ведь монетизация профессоров возможна только в аудитории. Нехватка преподавателей приводит к тому, что затраты в образовательной системе превышают доход.
Следующий тренд — это онлайн-обучение и MOOCs, которых год от года становится все больше и больше. Взять, например, компанию Coursera: она была основана в 2012 году, а сейчас у нее 75 млн студентов, 1 млн из которых учатся менеджменту. Знания распространяются по всему миру практически бесплатно, что очень ново для общества. Впрочем, эта бизнес-модель в конечном счете не работает и не приносит деньги, так что ее создателям придется ее пересмотреть.
Несомненно, они должны интегрировать дистанционное и онлайн-обучение с традиционным — я бы назвал такой подход смешанным обучением. Некоторые лекции будут рассказывать онлайн: например, мы сможем прослушать онлайн-курс маркетинга из Wharton или IESE. Но для довершения процесса обязательно посетим еще и офлайновое, традиционное занятие с профессором. Одного онлайн-присутствия недостаточно, нам необходимо общаться с коллегами и собрать вокруг себя единомышленников — а это невозможно сделать в интернете.
Executive.ru: Что происходит с интересом к бизнес-образованию в Европе на фоне экономического кризиса — он падает или растет?
Эрик Корнуэлл: Я не думаю, что кризис выливается в проблему для бизнес-образования. Скорее, акцент переносится на то, насколько легко для выпускника будет найти работу. По статистике, диплом МВА — это лучший гарант достойного трудоустройства. Возможно, меньше студентов теперь выбирают для себя full-time МВА, потому что для такой программы необходимо приостановить профессиональную деятельность, а по завершении обучения искать новую работу. А в кризис люди не хотят терять работу и потом снова ее искать!
Однако на такой случай есть executive education и Executive MBA. Что касается студентов, получающих первое высшее образование, среди них исключительно высок процент тех, кто выбирает своей специальностью бизнес. В Великобритании, по-моему, они составляют 20% от общего количества учащихся — это слишком много! Так что, кризис вовсе не демотивирует абитуриентов, а, скорее, наоборот. От нас требуется дать им такое образование, которое позволит им сохранить свою работу или быстро найти новую. Трудоустройство — это главный фактор в бизнес-образовании.
Executive.ru: Насколько гибко бизнес-школы в целом реагируют на перемены в окружающей среде, в частности, на кризис?
Эрик Корнуэлл: При взгляде на академическую среду в целом, сразу становится понятно, что бизнес-школы реагируют наиболее гибко, по сравнению с прочими учебными заведениями. Многие другие университеты и факультеты слишком консервативны, они не хотят меняться и двигаться вперед. Бизнес-школы же постоянно удерживают контакт с бизнесом и готовы оперативно адаптироваться к переменам. Посмотрев на их программы, можно заметить, насколько быстро они меняются: одни курсы запускаются, другие закрываются… Бизнес-школы несут ответственность как перед своими клиентами, так и перед акционерами, и должны удовлетворять потребности и тех, и других.
Executive.ru: Каков имидж российского бизнес-образования в мире? Другими словами, что в мире знают о российском бизнес-образовании?
Эрик Корнуэлл: Образование в сфере менеджмента в его современном виде в каком-то смысле все еще в новинку для России — страны, которая в свою бытность СССР жила по правилам плановой экономики. Сама концепция современной бизнес-школы здесь пока воспринимается как новшество.
Естественно, в масштабах России невозможно выстроить всю систему с нуля за один день или даже за десять лет. Вначале появились институты, которые были по большей части экономическими школами и занимались вопросами развития производственного процесса — то есть менеджментом в чистом виде я бы это не назвал. Затем, шаг за шагом, начались изменения, толчок которым дали лучшие институты страны: МИРБИС (одна из первых школ, запустившая программу обучения менеджменту), Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге (получившая аккредитацию EQUIS, лучшую в мире)… У вас уже есть ядро очень сильных учебных заведений, о которых все больше и больше узнают за рубежом.
По моему мнению, российское правительство должно способствовать развитию еще большего числа школ, поддерживая их деньгами и эндаументом, назначая профессоров в институты, и таким образом, предоставляя стране возможность эффективно распоряжаться ее невероятными ресурсами. Я имею в виду ресурсы не только природные, но и научные: ваши ученые являются одними из лучших в мире. Но, чтобы использовать это преимущество с выгодой, нужны менеджеры.
Менеджеры занимаются оптимизацией управления человеческими ресурсами, помогают изобретениям добраться до широкой общественности и до рынка. С моей точки зрения, для России особенно важно стимулировать инновации, благоприятствующие развитию бизнес-школ, и продолжать поддерживать создание новых школ. Это не требует огромных вложений, но приносит отличные дивиденды.
(в сокращении)
Елена Кочеткова, обозреватель по вопросам бизнес-образования
E-xecutive.ru