Бизнес-образование представляется многим лакомым куском, рынком, на котором можно неплохо заработать. Интернет упростил многое, и кажется, что образовательному учреждению теперь не нужен ни опыт работы, ни репутация, ни штат преподавателей. Если сотни тысяч подписчиков взахлеб читают посты и следуют советам малообразованной дуры, почему не заняться подобным делом в бизнес-образовании?
Объявляешь себя бизнес-школой, делаешь «крутой» сайт, заполняешь фотографиями известных преподавателей, выдуманными отзывами якобы «выпускников», логотипами якобы облагодетельствованных услугами компаний — полдела сделано (мы подробно писали об, см. «50 оттенков фейка в МВА»).
Дальше находишь уверенных в себе менеджеров среднего звена, готовых рассказать о своих впечатляющих успехах по продвижению мировых брендов, о проведенных реструктуризациях бизнесов, достижении внушительной капитализации компаниями, в которых они играли одну из главных ролей (с портфолио можно особо не напрягаться — никто проверять не будет).
Потом нужно придумать тему мастер-класса или тренинга, что-нибудь абсурдистко-незамысловатое (чтобы не распугать лохов), типа: «Как сделать план продаж без продавцов», «Как продвигать продукцию без маркетинга», «Как создать миллионный безнес без инвестиций». Или — для суровых мужчин и карьеро-ориентированных женщин — «Финансовое единоборство», «Айкидо в современном менеджменте», «Десятиборье в бизнесе», «Агрессивный менеджмент: бей первым!», «Принципы Формулы-1 в бизнесе», «Приемы пейнтбола в работе с персоналом» и т.д.
Что имеем в итоге? Менеджер работает языком полтора часа (из которого 20 % — о себе и своих проектах, 25 % — презентация с общеизвестными сведениями, 10% — кофе-брейк, 3% на «интересные вопросы», 2% — раздача визиток). Аренда офиса, чай-кофе, печенье «Мария» — сущие копейки. Вуаля! Все, сиди, собирай деньги.
Так или похоже думают те, кто заполонил интернет мастер-классами подобного типа. Казалось бы, зарабатывайте, если кому-то такая информация покажется интересной и полезной. Но «без маркетинга» — это мы только на мастер-классах рассказываем, на деле многие из «инфоцыган» позиционируют и продвигают полуторачасовой сеанс своей «эксклюзивной информации» как альтернативу обучению в бизнес-школе. С обоснованием, какие у них практики-практики «из самого нутра бизнеса», какими волшебными секретами они готовы поделиться. И все это богатство и путь к совершенствованию — за какие-то полторы-две тыс.руб.
Если речь только о деньгах, то такой вид «обучения» дешевле, слов нет. Так же дешево, во многих случаях, стоит полученная информация и советы.
Вот как говорят предприниматели о бесполезных бизнес-советах в материале Софьи Федосеевой «Нас пытались отговорить развивать компанию». Предприниматели — о самом бесполезном бизнес-совете».
Виктор Христенко, CEO Muzlab
«Однажды я встречался с бизнес-тренером, который рассказывал, как увеличить продажи. Он советовал «бить палкой, только тогда будет результат». Для меня этот совет был абсолютно бесполезным, потому что мы выстраиваем в компании открытую культуру — нам важен результат и то, как он достигается.
Еще много бесполезных советов я услышал на мероприятии одного известного венчурного фонда. Там выступали ребята, у которых не было за спиной бизнес-опыта, но при этом они рассказывали, как «поднимать» инвестиции. Недавно услышал термин, который мне очень понравился, — «инфоцыгане», кажется, это были они».
Глеб Харитонов, основатель и CEO Briskly
«Вообще, я оцениваю советы по бэкграунду того, кто их дает. Если человек — опытный предприниматель, погружен в отрасль, то я прислушиваюсь всегда. Видение — вещь субъективная, поэтому важен контекст. Человек мог получить опыт в Кремниевой долине, а не работая с минимаркетами в Москве.
Вспоминается шутка: «Все книги по личностному росту сводятся к тому, что коуч из Калифорнии советует Васе из Омска покинуть зону комфорта».
***
Мастер-классы проводят и в настоящих бизнес-школах, среди них много открытых, на которые может прийти любой, предварительно зарегистрировавшись. В отличие от предложений инфоцыган, они всегда бесплатны, т.к. для выступающих на них менеджеров и бизнесменов мастер-классы просто не являются средством заработка.
Всякому разумному человеку понятно, что для получения серьезного результата в бизнесе нужно серьзно вкладываться. Своими деньгами, временем, усилиями, временным отказом от каких-то привычек и т.д. Только тогда будет результат. В бизнес-школе так и происходит — каждый базовый курс МВА (менеджмент, финансы, маркетинг и др.) и курсы по выбору, слушатель прорабатывает от начала и до конца на своем собственном материале при участии преподавателя-практика. Это — продолжительный и конкретный процесс, в котором блиц-ответам на блиц-вопросы нет места. Нужно вникать в детали. А за идеями о том, как всех быстро победить и заработать кучу денег — к инфоцыганам. Они уже нашли свой путь к вашим кошелькам.
С.Мухин
MBA.SU