Сергей Календжян — предприниматель, специалист в области корпоративного менеджмента, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, декан факультета Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при президенте РФ.
— Сергей Оганович, Ваша профессиональная деятельность связана с экономикой. Вы готовите будущих специалистов в области менеджмента и делового администрирования. Насколько сегодня бизнес-среда в России способствует развитию талантов ваших студентов и слушателей?
— Скажем так, если прежде вопросы чаще всего решались в кабинетах, благодаря связям, теперь ситуация меняется. Хотя и старые «технологии» все еще работают. Благодаря стечению обстоятельств 20 лет назад мне удалось начать новое дело — открыть Высшую школу корпоративного управления (ВШКУ). К нам в школу приходят самородки, которые достигли успехов, заработали деньги во многом благодаря благоприятному стечению обстоятельств, личной харизме и предпринимательскому духу. Теперь мы пытаемся им помочь достичь еще больших успехов на основе современных управленческих знаний и навыков.
Обучение высших управленческих кадров и специалистов ведем в рамках трех крупных программ — это «Мастер делового администрирования» (MBA), МВА для руководителей (Executive MBA) и «Доктор делового администрирования» (DBA). ВШКУ закончили около 5 тысяч слушателей, из которых порядка 50% — первые и вторые руководители компаний. В последние годы мы интенсивно развиваем принцип непрерывного образования, разработали и запустили программы бакалавриата и магистратуры.
— То есть буквально ломаете старые стереотипы, когда люди занимали крупные должности благодаря тому, что они были лично знакомы с первыми лицами…
— Да, я думаю, что спрос на профессионалов будет расти. Студенты, которые у нас учатся на бакалавриате, в магистратуре — это представители нового поколения. Они готовы строить карьеру, используя знания, навыки, компетентность. Мы их готовим к самостоятельной жизни в бизнесе, прививаем стремление быть первыми на своих рабочих местах. Упор делается на подготовку компетентных специалистов, которые готовы свой талант вложить в компанию, приумножить и богатство собственников, и свое благосостояние.
— Какую обратную связь вы получаете от бизнеса, в какой мере востребованы ваши выпускники?
— Последние 3-4 года стал заметен кризис бизнес-образования в России. Он последовал за экономическим кризисом, который в стране продолжается и сейчас. Но если на Западе в условиях кризиса увеличился спрос на бизнес-образование, то у нас он, наоборот, уменьшился. Наши руководители компаний уменьшают затраты на обучение, на самом деле отказываясь от самой главной инвестиции — в знания, компетентность и конкурентоспособность. Они опасаются, что сотрудник с высокими знаниями и новыми навыками потребует более высокую зарплату или уйдет к конкурентам. Поэтому увеличилось число слушателей, которые оплачивают обучение за свой счет.
— А кто ваши слушатели?
— Ну например, на программе DBA можно встретить мужчин и женщин в возрасте 55 лет — успешных людей, собственников крупных компаний, с двумя высшими образованиями и т.д.
— Чему же они у вас учатся?
— Мы даем возможность поделиться опытом и новыми идеями. Например, на DBA приходят обобщить свой пройденный путь, провести серьезное исследование собственного успеха и своего развития в будущем. Вот предприниматель добился чего-то, хочет сравнить себя с другими, поговорить с людьми того же круга. На DBA учатся успешные люди, но в известном смысле одиночки: с женой не поговоришь на темы развития бизнеса, дети имеют свои интересы. Коллеги завидуют, конкуренту расскажешь — еще бизнес у тебя отберут…
А мы создаем атмосферу коммуникации и сотрудничества. Идея из одной области бизнеса может быть применена в другой, поэтому совместная работа наших слушателей дает «взрывной эффект». Мы вовлекаем в работу и наших преподавателей-консультантов. Взаимодействие руководителей проектов и слушателей — это хитроумный обмен, позволяющий каждому достичь своих целей.
Вот однажды пришел ко мне слушатель DBA и признался: если бы не наша программа, он бы буквально спился. И объяснил, почему: «Мне казалось, 50 млн долларов мне хватит. Я их сделал, и стало скучно жить. Я запил, в семье начались проблемы…» Но во время учебы у него появилась идея заняться малой энергетикой, и это дело дало новый импульс его жизни.
Недавно у нас учился гендиректор смоленского завода «Кристалл» Максим Шкадов. Человек-искатель, очень творческий… Он мне рассказывал про сотрудничество с армянскими специалистами. Он очень хорошо знает, ценит золотые руки армянских мастеров огранки. Он начал разрабатывать стратегию бриллиантовой отрасли в РФ, а его научным руководителем был Абел Аганбегян
Григорий Анисонян
Ноев ковчег, №6, 2014