Считается, что инвестиции в образование являются одними из самых надежных и перспективных вложений. Но падение курса рубля заставляет потенциальных студентов пересмотреть свои приоритеты и отложить решение о повышении своей квалификации по международным программам, таким как MBA. Разработчики программ надеются на то, что курсовая разница перераспределит спрос с зарубежных бизнес-программ на российские.
По данным бизнес-школы ИМИСП, основная доля тех, кто получает степень MBA в России (Master of Business Administration, мастер делового администрирования), приходится на Москву (минимум 80% выпуска), 10% — на Санкт-Петербург, еще около 10% — на остальные регионы. Всего за год в России степень МВА получают не более 3 тыс. человек в год.
В то же время, согласно исследованию, проведенному консалтинговой компанией McKinsey & Company, российский рынок труда терпит острую нехватку высококвалифицированных выпускников. «Критическая масса» квалифицированных менеджеров уровня МВА, необходимая России за год составляет 40-50 тыс.
Суммарный объем рынка бизнес-образования в Петербурге (бизнес-школы, тренинговые компании, тренеры-фрилансеры), по оценке ИМИСП, — не более 1-1,5 млрд рублей в год.
Спрос формирует обучение
Среди лидеров по обучению MBA в Петербурге — Высшая школа менеджмента (ВШМ СПбГУ, 61-е место в международном рейтинге Financial Times), Стокгольмская школа экономики, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП), Высшая экономическая школа, петербургский кампус Vlerick. Активны бизнес-школы при технических, инженерно-технических вузах, например, при Балтийском государственном техническом университете («Военмех), Санкт-Петербургском политехническом университете.
<..>
Главной мотивацией при выборе MBA для потенциальных студентов становятся новые карьерные возможности (конкурентное преимущество на рынке труда), новые знания, умения, навыки, выход на новый уровень понимания бизнеса, а также структурирование имеющегося опыта. Если говорить о европейском и американском образовании, то одним из ключевых критериев при выборе MBA является доступ к сети контактов. В России эта позиция пока не является определяющей.
<..>
На смену традиционным курсам бухучета, логистики и маркетинга, приходят программы, которые можно собрать под «вывеску» general management. От современных топ-менеджеров требуется умение работать с новыми бизнес-моделями, софтом, анализом больших данных. Но проблемой остается тот факт, что некоторые бизнес-школы из соображений экономии долгое время не актуализируют образовательные кейсы, кроме того, зачастую в российских MBA преподаватели далеки от реального бизнеса. На этом фоне появляется вопрос о неоправданно высокой стоимости программ. При этом экономить предпочитают не только разработчики программ, но и работодатели.
«Для работодателей сейчас важнее всего оптимальное соотношение цены и качества; они хотят, чтобы обучение и повышение квалификации сотрудников давало заметные результаты в более короткий срок и с меньшими затратами. Практически все компании положительно относятся к дистанционному обучению, поскольку оно позволяет избежать расходов на поездки и проживание. Однако несмотря на популярность дистанционного обучения, около 80% руководителей согласны с утверждением, что обучение руководящих сотрудников — топ-менеджеров и директоров — по-прежнему будет проводиться в очном формате«, — отмечает глава ACCA Россия (the Association of Chartered Certified Accountants) Вера Стародубцева.
Слабый рубль перераспределяет рынок
Стремительное падение курса рубля существенно повлияло на перспективы тех, кто планировал поступать в бизнес-школу за границей. В Европу или США сейчас поедут учиться те, кто уже работает или ориентирован на работу в западных или азиатских компаниях. Кроме того, за границей можно переждать кризис, а затем уже через год-два вернуться в Россию.
При этом нужно учитывать, что спрос на выпускников MBA может появиться не сразу: в период стабилизации экономики российские компании, работающие в реальном секторе, не смогут предложить интересанту высокую зарплату. Инвестиции в MBA смогут оправдать только вакансии крупнейших инвестбанков и консалтинговых компаний, где конкуренция изначально достаточно высока.
Но скорее всего, говорят участники рынка, из-за нестабильности валют основная часть желающих все же переориентируется на российский рынок, который, впрочем, также находится в весьма шатком положении. Из-за того, что в России цены на программы MBA во многих учебных заведения установлены в евро (большая часть преподавателей — иностранцы), в целом на рынке ожидается падения спроса.
«Из-за девальвации многие отложат принятие решения о получении нового образования. С ростом стоимости растут и сомнения потенциальных студентов. Сейчас многие находятся в неуверенности — готовиться или не готовиться к поступлению? Ехать в Европу или оставаться в России?» — говорит представитель Стокгольмской школы экономики. Некоторые образовательные учреждения для повышения спроса готовы идти на рассрочку или предоставлять студентам скидки.
По мнению Веры Стародубцевой, текущая экономическая ситуация — это время для того, чтобы задуматься о новых карьерных возможностях. «Я думаю, что профессионалы, которые благодаря полученному бизнес-образованию смогут по-новому взглянуть на бизнес-процессы, предложить нестандартные решения с учетом лучших мировых практик, будут востребованы всегда, а в кризисный период — особенно», — полагает она.
«В неоднозначные экономические периоды бизнес-образование воспринимается потребителем как инвестиция, а механизмы принятия инвестиционных решений более сложные и неочевидные. Больше усилий приходится прилагать маркетологам, продавцам, переговорщикам, а отдача не всегда адекватна усилиям. Это — объективно и временно. Это дает шанс бизнес-школам многое пересмотреть внутри себя, внести коррективы в коммуникационные, портфельные, ресурсные стратегии», — рассуждает Дмитрий Павлов из ИМИСП.
Цены на образование в Европе в последние годы сильно выросли. Если сравнивать их с российскими, то, например, стоимость годового обучения в INSEAD сейчас составляет около €63 тыс. В пересчете на текущий курс — это 4 млн рублей. К этой сумме нужно добавить еще около 1-1,5 млн рублей, которые придется потратить на проживание без зарплаты. В США же получение бизнес-образования обойдется еще дороже: здесь стоимость обучения считается самой высокой в мире. В России стоимость программы в среднем составляет около 780 тыс. рублей.
«Год назад мы говорили об окупаемости инвестиций в МВА за три года. Сейчас — иная экономическая ситуация, поэтому пока судить сложно. Резкое ускорение или изменение карьеры, по нашим многолетним наблюдениям, происходит примерно у 30% выпускников», — говорят в бизнес-школе ИМИСП.
Татьяна Дятел
КоммерсантЪ-Санкт-Петербург