<..>В принципе, бизнес всегда и во всем мире недоволен бизнес-образованием. И имеет на это право. Управленческое и бизнес-образование создавалось в ответ на потребности бизнеса. И должно служить интересам бизнеса. В деловой среде скорость изменений непрерывно растет. И бизнесу хочется, чтобы деловое и управленческое образование не отставало, поспевало за этими темпами. Его представители хотят, чтобы образование было в большей степени ориентированным на практику, давало практические знания, которые помогают решать проблемы «здесь и сейчас». Большинство бизнесменов приходят в бизнес-школу и говорят: «Нам нужно то, что ответит на наши вопросы сегодня. Что мы сможем уже завтра использовать в своей работе».
Мы же в бизнес-школах отвечаем, что наша цель — не дать вам готовые рецепты для решения сегодняшних проблем, а научить вас решать их самим и сейчас, и завтра. Целеполагание ведущих бизнес-школ России всегда нацелено на то, чтобы развить способность слушателей думать самостоятельно, развить их стратегическое мышление и лидерский потенциал, дать современный инструментарий для самостоятельного анализа непрерывно возникающих проблем.
Обучение на программах МВА ведущих бизнес-школ России или за рубежом по смыслу и целеполаганию сродни учебе в консерватории. Сюда должны идти только талантливые и уже в той или иной мере состоявшиеся люди. Учеба на МВА людей без серьезного опыта практической работы в бизнесе, без лидерского и предпринимательского таланта так же малоперспективна, как учеба в консерватории людей без слуха, которые еще ни разу не пробовали себя ни как музыканты, ни как оперные певцы, композиторы.
МВА — это программа, где должна произойти огранка таланта, где закладывается долгосрочный фундамент для карьерного и материального роста будущих виртуозов менеджмента и предпринимательства.
Здесь учат стратегическому видению, принятию эффективных решений, саморазвитию, способности работать по современной методологии, образованию команды по четырем «витаминам» Ицхака Адизеса, развитию эмпатии и потенциала лидера, скрытым пружинам мотивации коллектива на основе теории эмоционального интеллекта по Дэвиду Карузо, Дэниэлу Гоулману и Манфреду Кетс де Врис.
Здесь, на МВА, в ходе групповых и индивидуальных проектов на практике отрабатываются навыки работы по методологии «Голубого океана» лауреата Нобелевской премии, профессора Ким Чана, особенности стратегического и тактического проектирования по методу «Аджайл» (Agile) и «Скрам» (Scrum), особенности и границы их применимости в условиях различных деловых культур, их связи с корпоративной культурой в целом и способностью компании перейти от управления по целям к управлению по ценностям. И многое другое, что в совокупности формирует прорывную синергетику практико-ориентированной теории и знаний.
Здесь многое зависит не от того, чему учат сегодня и завтра, а от того, КОГО учат, КТО учит, КАК это формирует синергию результата. То есть на первое место выходят талант слушателей, профессиональные качества тех, кто преподает, а также удается ли бизнес-школе создать то, что в управлении называют «тэссит нолидж» (tacit knowledge), «скрытые или неявные знания», т. е. способность коллектива наставников сформировать у выпускников своего рода синергетический сплав умений и навыков, необходимых для управленческого рывка.
Синергия «неявных знаний», довольно широко описанная в зарубежной литературе, трудно поддается схематизации и формализации. Она иллюстрируется известным примером, когда группа бизнесменов попыталась воссоздать скрипку Страдивари. Провели компьютерное исследование ее дизайна, скопировали все с точностью до микрона, сделали лабораторные анализы клея и лака, точно подобрали древесину, высушили до той же консистенции. В итоге получили точную копию-клон с одним лишь отличием: не удалось придать ей звучания Страдивари. Формируемые годами упорного труда и талантом гения «неявные знания» плохо поддаются копированию даже при использовании современных технологий.
И применительно к бизнес-школе потенциал «неявных знаний» не определяется описанием программ и государственной аккредитацией. Это инструменты, по которым можно лишь отсечь халтуру от нормального усредненного качества образования. В то же время «неявные знания», которые дает бизнес-школа, могут быть несложно оценены через два косвенных показателя: успешный карьерный рост выпускников и процент новых слушателей, пришедших за счет рекламы word of mouth, или «из уст в уста». То есть через активную позицию успешных выпускников, которые рекомендуют бизнес-школу своим коллегам и друзьям. Именно поэтому главнейший показатель качества программ МВА и ЕМВА сильной бизнес-школы наряду с карьерным ростом выпускников — это то, что 80-90% новых слушателей при заключении контракта на обучение говорят, что пришли на программу по рекомендации друзей-выпускников.
Сказанное относится к долгосрочному и обычно дорогостоящему сегменту бизнес-образования, рассчитанному на реализацию долгосрочной стратегии личностного роста или стратегии развития компании. Что же касается помощи в «пожаротушении» текущих проблем, то этими проблемами также надо заниматься профессионально. Но это — другой сегмент бизнес-образования, в котором бизнес-школы участвуют в ограниченной степени. Это сегмент краткосрочных программ и тренингов.
В этом сегменте сегодня работают тысячи сравнительно небольших, но часто ярких и высокопрофессиональных тренинговых, консалтинговых, коучинговых, консаучинговых центров.Они приносят на рынок краткосрочные программы и семинары, анализируют конкретные и горящие проблемы с руководителями бизнеса. Здесь действует принцип — чем проблема острее, тем быстрее создается семинар или программа. Тем, как правило, они короче. На сленге бизнес-образования мы называем это «управленческим фастфудом», от английского fast food, или «быстрое питание».Причем мы произносим эти слова с позитивной коннотацией. Это — важный и востребованный сегмент рынка, который успешно развивается в последние годы. С которым бизнес-школы активно сотрудничают.
Если компании и ее руководителям нужно немедленно разрубить узел накопившихся проблем, получить рекомендации «здесь и сейчас», им не нужна программа МВА. Им нужен ориентированный на проблему управленческий консалтинг, где профессионалы изучат ситуацию и помогут принять решение.
И важно понять, что бизнес-образование — это обширная область специализированного профессионального образования, где образовательные структуры различных уровней занимают свои уникальные сегменты и маркетинговые ниши. Что эти структуры не столько конкурируют друг с другом, сколько друг друга дополняют. Причем преподаватели-практики, тренеры, тьюторы, коучи, фасилитаторы, организаторы коворкинга и другие, к сожалению, почти не известные в университетской системе страны профессии могут с успехом одновременно работать в разных нишах. Продолжая нашу аналогию с миром музыки, отмечу, что короткая музыкальная партия виртуоза-саксофониста в вечернем клубе, внося элементы импровизации в известные мелодии, не исключает его использования на концерте симфонического оркестра, где он, как член «музыкальной команды», будет играть строго по нотам один из элементов большого произведения.<..>
(в сокращении)
C.П.Мясоедов, президент РАБО
журнал «Управление персоналом» №8, 2016 г.