Ежегодно российские школы бизнеса выпускают носителей новой экономической идеологии. Эти профессионалы имеют много общего, от жизненных установок и стремлений до проблем, в том числе, в области трудоустройства и эффективного развития бизнеса. Да и сам диплом выпускника программы МВА нуждается в популяризации в среде работодателей. О задачах и возможностях недавно созданного некоммерческого партнерства «Российская Лига MBA» рассказывает Юрий Тазов, президент этой организации.
— Какая концепция лежит в основе создания различных объединений отечественных бизнес-школ?
— На данный момент сообщество выпускников и слушателей программ МВА в стране никак не структурировано – в некоторых школах существуют отдельные ассоциации, деятельность которых, как правило, носит весьма ограниченный характер.
Для Запада вопрос о создании общего межшкольного пространства выпускников МВА вообще не стоит, поскольку за годы работы школ бизнеса многие из них окончили десятки тысяч человек. Этого вполне достаточно создания широкой контактной среды для выпускников каждой конкретной школы в отдельности и эффективного решения ими проблем, связанных с развитием бизнеса или с трудоустройством.
Ассоциации школ бизнеса в России, как правило, небольшие. Руководители многих бизнес-школ говорят, что в мероприятиях их ассоциаций реально участвуют около сотни человек, и дальше эта цифра не растет.
Мы, в свою очередь, предприняли попытку объединить не столько школы бизнеса, сколько выпускников и слушателей программ МВА. За месяц работы Лиги количество ее членов увеличилось в три раза, сайт Лиги (www.mba.su) вышел на второе место в Яндексе по ключевому слову «MBA», что тоже является очень хорошим показателем. Много звонков от выпускников программ МВА из других городов — это лишний раз убеждает нас в том, что интерес в Лиге существует, идея воспринята и жизнеспособна.
— Какие мероприятия могли бы быть полезны для объединения всех, имеющих отношение к программам MBA?
— Во-первых, стимулирование профессионального роста: тренинги и семинары для «поддержания тонуса» выпускников на современном уровне. Очевидно, что людям, занятым бизнесом, сложно отследить новации в сфере основных бизнес-дисциплин, появление новых методик и тренингов, поэтому соответствующую обучающую задачу готова взять на себя Лига. Уже сейчас есть определенный круг тренеров, предлагающих членам Лиги свои услуги по проведению краткосрочного обучения. Из их предложений выбираются наиболее интересные.
Во-вторых, Лига возьмет на себя организацию неформального общения своих членов. Кто-то хочет подыскать хорошо образованных сотрудников, расширить бизнес, предложить услуги; управленцы более высокого ранга хотят просто пообщаться с равными себе, говорящими «на одном языке» успешными бизнесменами. Кстати, на организованную Лигой встречу Нового года слушатели из разных школ бизнеса записывались целыми группами.
Со временем мы планируем взять на себя еще и некоторые экспертные функции — такие запросы уже есть. Профессионалы рынка бизнес-образования хотят получить мнение выпускников, которые применяют на практике приобретенные за два года знания и могут соотнести полученные знания с реальными вызовами их бизнеса. Когда Лига наберет достаточную силу для осуществления такого рода аналитической работы, то получит возможность оказывать корректирующее влияние на программы МВА.
— Потенциальным слушателям программ MBA зачастую неоткуда взять объективную информацию о той или иной школе, даже рейтингов недостаточно.
— Мы пока своих рейтингов школ бизнеса не разработали, хотя намерение у нас такое есть. Цель одна — предоставить максимально адекватную информацию для тех, кто планирует поступать на программы МВА.
Мы будем стремиться к объективности, ставя во главу угла мнение выпускников о качестве обучения и учитывая то, как развивалась их карьера после окончания школы бизнеса. Именно эти моменты, кстати, главным образом и учитываются в западных рейтингах.
— Но ведь редкий выпускник скажет плохо про свою школу!
— В основной массе обладатели диплома MBA — люди независимые и готовые дать объективную оценку качеству обучения в своей школе.
— Правда ли, что среди работодателей бытует мнение о выпускнике бизнес-школы как об крайне амбициозном и не слишком компетентном человеке, претендующем на предельно высокую зарплату?
— В любой социальной группе можно найти и тех, кто переоценивает свои способности и практические навыки, и людей просто, однако по ним нельзя судить об остальных.
Вместе с тем преодолеть действительно существующее, скажем, весьма настороженное отношение работодателей к МВА непросто. Ведь многие из них толком не знают, что такое MBA и не понимают, какой это колоссальный ресурс для развития их бизнеса. А ведь через какие-нибудь пять лет профессионально подготовленные выпускники программ МВА будут руководить экономикой всей России, хотя бы в силу естественной смены поколений. Конечно, идеальный вариант, когда прошедший обучение в школе бизнеса руководитель сам присылает учиться своих подчиненных, как делается в некоторых крупных и перспективных российских компаниях. Поэтому одна из главных задач Лиги – создание в обществе правильного понимания, что такое MBA.
— Считается, что заинтересовать работодателей можно, привлекая выпускников к преподаванию или хотя бы к проведению мастер-классов.
— Случаи, когда действующий бизнесмен занимается преподаванием, не столь часто встречаются, все-таки это — достаточно уникальное сочетание личностных качеств и серьезного опыта работы в бизнесе. Но и этого мало: обучение взрослых людей – специальная наука: нужно уметь проводить занятия, контролировать усвоение знаний, побуждать слушателей к действию. Вырастить хорошего преподавателя из своего выпускника – мечта многих школ бизнеса.
Привлечение выпускников к проведению мастер-классов – вещь вполне реальная, и многие из членов Лиги, являющиеся работодателями, к этому готовы.
— В российских школах, в отличие от западных, нет элемента соревновательности: если бы выпускник знал, что за ним будут «охотиться» работодатели, то тщательнее следил бы за оценками.
— Как известно, среднестатистический выпускник Гарварда по окончании программы имеет около трех реальных предложения о работе благодаря тому, что в течение последнего года обучения в школы приглашают потенциальных работодателей, организуют различные формы их взаимодействия со слушателями. В наших школах этого нет, и как раз задача Лиги – создание поля, где, с одной стороны, будут те, кто еще учится, с другой — работодатели разного уровня. Для организации мероприятий требуется время и место, поэтому мы надеемся на сотрудничество с администрациями всех школ бизнеса, которые захотят в этом участвовать.
— Будут ли в перспективе вводится рейтинги учеников?
— Это сложно, поскольку около 70 процентов слушателей программ МВА (по крайней мере, в моей alma mater – ВШМБ) являются руководителями. Это обусловливает, в частности, и позицию многих российских школ бизнеса, заменяющих жесткие экзамены более мягкими вариантами — собеседованием или тестированием. Я думаю, жесткому рейтингованию мешает и наш менталитет – у нас не любят «расстановки по местам». В России эта процедура не приживается: в случае ранжирования слушателей в группе сразу начинаются трения. На Западе соревновательность, что называется, «разлита в воздухе» — человек с рождения понимает, что бежит по отдельной дорожке, рядом с ним — конкуренты, и нужно прибежать первым.
-Но вступительные процедуры должны ужесточаться?
— Мне кажется, что школам бизнеса не стоит сильно ужесточать требования на входе, хотя, несомненно, определенная планка должна быть задана. Следует скорее повысить требования в процессе обучения: если не сдаешь или сдаешь плохо, то тебя могут отчислить с любого этапа обучения. Такая постановка вопроса приведет к повышению ответственности слушателей. Известно, что многие школы «заигрывают» со своими студентами: чтобы не отпугнуть их, администрация идет практически на любые уступки (в основном, это касается замены преподавателей) и глядит сквозь пальцы на случаи недобросовестного отношения к обучению.
-В некоторых школах для усиления связей с бизнесом практикуется приглашение работодателей выпускников на защиту диплома в качестве экспертов.
— Около 70% слушателей оплачивают обучение самостоятельно; из них, по моей статистике, гораздо больше половины учится тайком от начальства. Это означает, что такой сотрудник инвестирует «в себя», собираясь либо повысить статус на своем месте работы, либо сменить его. Такой МВА вряд ли понесет диплом своему директору, который неизвестно еще как это воспримет. Приглашать на защиту сторонних экспертов, руководителей бизнеса? Не совсем понятно, зачем это нужно очень занятым людям, поэтому чаще всего комиссия составляется из преподавателей школы.
— Можно ли говорить о существовании специализаций у российских бизнес-школ?
— Специализация самих школ часто определяется их профессорско-преподавательским составом, но в России рынок преподавателей бизнес- дисциплин — один на всех. Практически ни об одной школе нельзя сказать, что она имеет преподавателей, которые больше нигде не читают. Так что специализации бизнес-школ – это, скорее, вопрос традиций. Что касается специализации программ МВА, то «водораздел» идет по целевой группе слушателей: дженералистские программы чаще выбирают руководящий состав, которому требуется общая картина бизнеса, а специализированные – менеджеры среднего и низшего звена.
— Каковы перспективы цен обучения на программах MBA?
— Стоимость обучения привязана, главным образом, к оплате труда преподавателей: чем выше уровень специалиста, тем больше он запрашивает. На тесном московском рынке преподавателей бизнес-дисциплин борьба школ за кадры только подогревает аппетиты. Возможно, если бы рынок был больше, цены на обучение по программам МВА могли бы быть меньше, но пока этого не произошло и скоро вряд ли произойдет. Сейчас ценовые лидеры – программы стоимостью около $15 тыс., средняя ценовая группа — $8-9 тыс., есть программы МВА стоимостью примерно $5 тыс. (правда, без аккредитации). Сейчас картина такова, но, думаю, что все школы будут поднимать цены.
— Каковы требования для вступления школы или слушателей той или иной школы в Лигу?
— На данный момент никаких барьеров нет — пока что в Лигу входят выпускники и слушатели пяти ведущих российских школ; однако в дальнейшем в вопрос приема потребуется внести некоторые уточнения. Пока не совсем понятно, что делать с окончившими так называемые «junk-MBA» (суррогатные): с одной стороны, они все-таки трудились и прошли определенный курс дисциплин, с другой – не хотелось бы рекламировать абсолютно всех. Ведь Лига ставит своей целью улучшение имиджа MBA в России, а сделать это можно, продвигая только качественный продукт, в данном случае, лучших выпускников МВА из лучших школ бизнеса.
Екатерина Штерн
«Элитный персонал»