Если руководитель не имеет картины развития компании и планов противодействия кризису, значит будет метаться, совершая разные «управленческие действия»
.
Трудные времена выявляют суть компаний, сотрудников, руководителей, менеджмента и т.д. Если руководитель не имеет картины развития компании и планов противодействия кризису, значит будет метаться, совершая разные «управленческие действия». Одной из первых объявляется «борьба за дисциплину» — отнимающий последние силы и то же время тотальный контроль времени сотрудников с перспективой становления самоцелью: кто во сколько пришел, кто во сколько ушел.
Дисциплина, понятно должна быть, это не обсуждается. Но результатом работы все же является не время, просиженное на стуле, а конкретные действия, способствующие достижению результата. Профессиональные руководители умеют создать атмосферу эффективной работы без запугивания сотрудников при помощи реализации заветного понятия «мотивация». Но таких мало, большинство склонно к более простым армейским моделям типа «я приказал!», или для непонятливых -известную с советских времен: «я начальник, ты -дурак», основанную на безусловном и благоговейном исполнении даже самых абсурдных распоряжений начальника.
Другой новацией в кризис является сокращение маркетинга, там где он был (это вообще фантастическая глупость, напоминающая по степени ущерба отключение «дальнего света» в темное время на скорости около ста). Хотя нашему руководителю все нипочем, он и в лучшие времена не понимал (а на МВА понятно не учился), что маркетинг — это посредник между компанией и клиентом и является необходимым элементом любого бизнеса. А теперь и подавно не понимает, зачем ему эти больно умные сотрудники, которые на спаде спроса не могут продать больше, чем раньше. А ведь уже не помнит, что он с маркетингом расправлялся как Шариков с кошками («уж я их давил, давил»): рекламные бюджеты резал, полиграфию уродовал своими фантазиями, кромсал тексты, вмешивался в каждый шаг…Ну, ладно, и с этим врагом разделались, а что дальше?
Изобретать что-то новое (продукт, услугу) — фантазии нет, всех уволить и набрать новых — долго и хлопотно, и опять же не гарантирует результата. Вывод ясен — нужны сэйлзы, которые могут продать ВСЁ и ВСЕМ! Руководитель слышал, что где-то такие есть, и у кого-то сначала было все плохо, но потом пришли ОНИ и все стало хорошо. Т.е. наш начальников-начальник совершает классическую ошибку,ставящую под удар весь его бизнес: он начинает верить в ЧУДО. Что можно быстро поднять подажи и эффективность и при этом сделать это или совсем за бесплатно или за небольшие деньги. Спрос рождает предложение — кудесники всех мастей резко активизировались и не заставляют себя долго ждать: интернет переполнен «новыми методиками управления», «эффективной рекламой без денег», предложениями «уволить главбуха», организовать «сумасшедший рост продаж» и т.д.
Компании бомбардируют предложениями, расплодившиеся как хорьки в загоне, бизнес-консультанты всех мастей, суперменеджеры-с-большим-опытом-успешного-управления, продажники-от-бога и т.д. Где они были раньше, где была их «успешная работа в крупных компаниях» (многие из которых теперь весьма плачевном состоянии), их менеджерский гений, их «сумасшедшие продажи»? Такие вопросы «варягам» не задают, поскольку мы варягов любим генетически, а в своей стране, как известно, пророков нет.
Вот придут они и научат всем этим премудростям, скажут то самое «петушиное слово», которого так жаждет руководитель и — вот оно, счастье: завоевание новых рынков, рост продаж! Правда, путь к счастью не быстр и не бесплатен (в отличие от «рекламы») — руководителю придется немало заплатить, но ведь чудо того стоит? И уже никто больше не скажет ему правды. Тех, кто мог думать он сократил, а те, кто преданно смотрит в глазки идей, как правило, не предлагают.
Конец этой истории, как в старом анекдоте про ночь фантастической любви: «Ты такой взрослый дядя, а до сих пор веришь в сказки?!»
Полина Маркова, предприниматель
mba.su