<..>
Стоимость обучения в Азии ниже. В среднем два года обучения по азиатской программе МВА обойдутся в 30-70 тыс. долл., можно найти программы и по 18 тыс. долл. Для сравнения: аналогичные программы в Америке могут стоить 80-100 тыс. долл. Например, стоимость МВА-программы в INSEAD — 62,5 тысячи евро. В эту сумму, помимо самого обучения, входят все печатные материалы курса, доступ к бизнес-библиотеке, доступ к on-campus услугам, обучение языку и тестирование, студенческие сборы, абонемент в тренажерный зал. В шанхайской CEIBS стоимость 18-месячной программы МВА составляет 62 тыс. долл. 70% от этой суммы нужно заплатить сразу, при регистрации.
Full-time МВА программа в University of Hong Kong обойдется в 64 тысячи долл. Выплаты происходят тремя частями в течение одного года обучения. Кстати, школа предупреждает, что проживание одного full-time MBA студента в Гонконге в среднем обойдется в 2000 долл., из которых минимум 800 уйдет на аренду жилья. Куда дешевле получить бизнес-степень в Индии. Например, стоимость годового курса в IIM Ahmedabad составляет 20,5 тысячи долл. Кстати, это плата для иностранцев, индийские студенты учатся почти бесплатно.
Одно из преимуществ азиатских школ в том, что они предлагают более гибкие по длительности обучения программы. Слушатель может выбрать 16-, 17-, 18- или 24-месячный курс обучения. Это существенное отличие от программ тех же европейских и американских школ.
Достоинство — для кого-то и недостаток — довольно лояльные требования к поступающим. В Азии топовые школы требуют результаты GMAT в среднем на 50-100 баллов ниже, чем ведущие западные школы. К примеру, CEIBS в Шанхае заявляет, что для поступления к ним результат GMAT должен быть 600 баллов и выше. Аналогичные требования у Nanyang Business School и NUS National University of Singapore. Для поступления в IIM Ahmedabad (India) результат GMAT должен быть от 700 баллов и выше. В Indian School of business минимальный балл GMAT — 700. Впрочем, школа делает оговорку: «Мы предлагаем комплексный подход в оценке уровня знаний слушателя. Наш выбор базируется на общем профиле и общей успеваемости. Результаты тестов — это только один компонент из многих факторов, которые приемная комиссия рассматривает. Идеальный результат GMAT не гарантирует поступления, низкие баллы сами по себе не приведут к аннулированию кандидатуры поступающего. Однако большинство наших студентов имеют балл GMAT выше 700».
В школах Азиатско-Тихоокеанского региона весьма разнообразный студенческий состав, что способствует налаживанию деловых связей по всему миру. До 20% студентов в Азии — американцы и европейцы. 80% — студенты из Китая, Индии, Таиланда, Южной Кореи и других стран АТР. Россиян здесь пока менее 1%. Преподавательский состав в регионе также разнообразный. Например, 27% преподавателей HKUST — из Северной Америки, 25% — из Китая, 20% — из Гонконга, 11% — из Европы и 13% — из других азиатских регионов.
Большинство топовых азиатских школ предлагают Exchange programs совместно с европейскими или американскими университетами. Практически у каждого азиатского университета до 50 школ-партнеров по всему миру. Поступив в университет Гонконга, можно на несколько месяцев уехать в Стэнфорд, Лондонскую школу бизнеса или Колумбийский университет.
Существенный минус азиатского бизнес-образования — в его непопулярности. Российские работодатели порой даже названий азиатских университетов не слышали. Если работодателю придется выбирать между кандидатом с гонконгским дипломом и соискателем с дипломом европейской или американской школы, то, скорее всего, предпочтение он отдаст второму кандидату.
«Никаких общих преимуществ наличия диплома азиатской бизнес-школы не вижу, за исключением каких-то особых случаев партнерства. Корни современного менеджмента лежат в западной практике управления, которая исторически ближе нам, нежели азиатский опыт. Кросс-культурные различия и условия ведения бизнеса сильно отличаются, — считает Сергей Щенников, ректор Международного института менеджмента ЛИНК, д.п.н., профессор, почетный доктор Британского Открытого университета.
— Полагаю, что стратегия азиатского бизнес-образования строится на копировании и адаптации западных образовательных моделей». По мнению эксперта, узкий слой богатых людей в России по образу и месту жизни ориентирован на запад. Их не привлечет качественное и дорогое азиатское образование.
Инна Зубарева
Российская газета