В новой экономике все изменилось: успешными в бизнесе становятся люди без МВА, бизнес-школы не могут удовлетворить новые запросы на подготовку лидеров, новые форматы в виде скиллинг-курсов помогают людям моложе 45 успевать во всем, стать гармоничными лидерами. Об этом пишет экс-замредактора HBR Дмитрий Фалалеев в Forbes, в претенциозно озаглавленной статье «Путь лидера. Чему нужно учиться профессионалу в 2019 году».
«Вырос целый класс людей, — пишет г-н Фалалеев, — которые не будут сидеть в пыльной аудитории и слушать умного, но нудного профессора, тратя на это время, которое тратить совершенно не обязательно». В его собственном образовательном стартапе все наоборот: в экспресс-режиме рассказывают, какие есть новые тренды, взрывают мозг, а кроме того — удобная площадка, метро рядом, кофе и вкусный круассан.
Филолог по образованию Фалалеев сознательно противопоставлет образы бизнес-школы и так наз. «нового образования для лидеров»: бизнес-школа у него является средоточием отрицательно заряженных образов: аудитории-пыльные, профессор-нудный, время-тратить. Представишь себе эту картину, и впрямь слово «бизнес-образование» покажется чем-то ужасным! Рядом — нарисован лучезарный образ скиллинг-курсов: аудитории-красивые, оборудование-хорошее, преподаватель — яркий, круассан — вкусный, метро — рядом и т.д. Идея, что с момента эпохальной встречи автора с нудным профессором прошли годы и за это время бизнес-школы не стояли на месте, в голову не приходит.
Понятно, что без критики существующего обучения нового не продашь. И рассказы о бешеном успехе скиллинга, как формата получения быстрого знания, необходимы, поскольку играют на единственной чувствительной струне менеджера — ценности свободного времени в нашем быстроменяющемся мире.
Кто бы спорил, времени всегда не хватает. Но его не хватало 10 и 20 лет назад, всегда находились дела и неотложные заботы. Что же изменилось теперь, когда нетерпеливые «люди моложе 45 не согласны идти на компромиссы и хотят знать, как преуспевать везде»? Появилась иллюзия, что всего можно добиться быстро.
Вырос целый класс людей с клипповым мышлением, предпочитающий серьезному чтению и размышлению просмотр картинок, видео, живущий на скорости. Для них свободное время — наивысший абсолют, во имя которого все вокруг должно происходить быстро, даже молниеносно. Кофе-сразу в руку, езда — на пределе скорости, знания — сами заскакивать в голову минут за 15-20.
Понятно, что сэкономленное таким образом, время пойдет не на семью, детей, концерты классической музыки и самосовершенствование — много этого дорогого времени уйдет на сидение по барам, клубам, трёп и т.д. Когда-то Юрий Визбор написал: «…я понял, что такой образ жизни [жить так, будто сегодняшний день — последний день твоей жизни] приводил к катастрофической, стопроцентной потере времени. Этот способ общеизвестен. Он называется — суета».
На иллюзии возможности новых форматов быстрого образования паразитируют «псевдокоучи, инфобизнесмены и разного рода шарлатаны», как справедливо их характеризует г-н Фалалеев. «Сильно-занятых менеджеров» смущают перспективами узнать, «как быть успешными и счастливыми всегда и во всем: в любимом деле, с женой или мужем, друзьями, родителями. Много путешествовать, иметь хобби, тусоваться. И при этом много и в удовольствие работать. Как весь день работать после, скажем, бессонной вечеринки? Или — поднимем градус — как совмещать рождение ребенка и по две командировки в неделю?»
Увы, умению преуспеть везде не научат на скиллинг-курсах, сколько не пей кофе с круассанами за разговорами с такими же сильно-занятыми товарищами. Скиллинг-курсы, при всех претензиях на «новое образование для профессионалов», это не образование, а просто — еще один канал получения информации, общения, тусовки. Хотя, если людям нравится, почему бы и нет?
Мы все ищем ответы на вечные вопросы: как быть здоровым и богатым, а не бедным и больным, как сделать так, чтобы работа (дети, родители, начальники, и т.д.) приносила радость и т.д. То есть вопросов-то много, а ответов — кот наплакал. Но одно ясно, без труда и сопутствующих ему затрат времени ничего не выйдет. Это знают все, кто учился на серьезных программах в бизнес-школах.
С чем можно согласиться с господином Фалалеевым, так это с тем, что «бизнес-школы этому [как быть успешными всегда и во всем] не учат, они учат, как вам «быть лидером». Это правда, они учат конкретным вещам, тому, чему можно научить!
Я — за разнообразие форм и методов повышения уровня образованности, и не против тех, кто хочет на этом заработать. Но если понадобится, пойду к специалисту с серьезным (если хотите, фундаментальным) образованием: от врача до маркетолога и финансиста. А ребята, которые 40 минут послушали лекцию, попивая кофе, а потом что-то там посмотрели на смартфоне во время стояния в пробке, в соответствии со своими амбициями, пусть идут соревноваться с Маском, Цукербергом или Безосом. Мечтать не вредно.
Полина Маркова
MBA.SU