Примерно половина выпускников российских программ MBA отмечают, что обучение не оказало значительного влияния на их профессиональный рост, свидетельствуют данные опроса Begin Group. Причина в неактуальности программ, говорят эксперты
Решение пойти на программу МВА в London Business School было одним из самых правильных в моей жизни«, — цитирует Financial Times одного из выпускников школы 2006 г. Последние два года LBS — лидер рэнкинга FT лучших программ MBA в мире (традиционно публикуется «Ведомостями» в последний понедельник января). На итоговую оценку влияют динамика зарплаты выпускников, закончивших школу 3-5 лет назад, их карьерный рост, достижение поставленных целей.
Компания Begin Group по заказу Российской ассоциации бизнес-образования провела качественный опрос удовлетворенности полученным у нас бизнес-образованием. В результате выяснилось, что, по мнению 43,5% выпускников, оно оказало на их профессиональное развитие некоторое влияние, которое нельзя назвать значительным. Всего на анкету компании ответили 32 человека, закончивших программы на русском языке в Москве и Санкт-Петербурге три года назад. Из них 4,3% полагают, что прохождение программы МВА не оказало никакого влияния на их дальнейшую профессиональную деятельность и развитие. Большинство (52,2%) отметило, что полученное образование оказало значительное влияние на их дальнейшее профессиональное развитие (см. таблицу). Таким образом, мнения о необходимости MBA в России разделились.
>В России более половины слушателей не имеют экономического образования, программа помогает систематизировать знания — это наиболее значимый результат обучения (4,5 балла). Способность решить конкретные проблемы бизнеса выпускники оценили в 3,9 балла, еще ниже стоят увеличение доходов, карьерный рост и приобретение полезных связей в профессиональной среде.
Несмотря на то что репрезентативность опроса можно критиковать, а на карьерные возможности выпускников повлиял кризис, результаты не удивили бизнес-школы. «Если половина выпускников зафиксировала влияние полученного диплома на карьеру, это весьма неплохой результат», — уверен Юрий Тазов, директор по маркетингу ВШМБ АНХ при правительстве РФ, президент Российской лиги МВА. Он согласен, что проблема применимости российского MBA в содержании программ и качестве обучения. «В отсутствие активного участия бизнеса многие программы МВА являются отражением взглядов на бизнес людей, которые никогда не покидали пределов образовательного сообщества», — говорит он.
Качество обучения часто девальвируется количеством студентов, что ведет к отсутствию критериев отбора слушателей и преподавателей, считает Леонид Евенко, президент РАБО. Более современные стандарты программ MBA, напоминающие принятые во всем мире, были приняты у нас в 2008 г. Оценить программы помогает система международной аккредитации, но в России ее имеют считанные школы — например, в Association of MBAs (AMBA) аккредитовано восемь программ. Всего в России, по данным РАБО, работает около 45 школ бизнеса, у которых 1000 программ.
Большее, чем в других странах, снижение спроса на MBA в России во время кризиса также может быть вызвано проблемами применимости. В ходе опроса Begin Group зимой 2010 г. о снижении спроса заявили 63% школ. В среднем число поступивших в 2009 г. упало на 25,1%, но максимальный показатель достигал 60%. Уходили и те, кто уже учился.
Декан ИБДА Сергей Мясоедов говорит, что коммулятивный эффект МВА нарастает в течение 6-8 лет после окончания. «Если, конечно, это была МВА, а не суррогат под маркой известного вуза», — отметил он.
Программа МВА не дает априори преимущества, уверен декан ВШКУ АНХ Сергей Календжян. «Ничего на блюдечке не подается, необходимо конкурировать и доказывать на практике свой профессионализм», — говорит он.
Выпускник ВШМБ 2004 г. Богдан Белинский, инспектор группы ОТК компании KAM.AIR-SPACE (Коннектикут, США), осознает цену своего пребывания в школе. «Приобретенные знания помогают чувствовать себя независимо! Нет колебаний, но есть поступательная решимость, твердость. Школа определенно дает мощный образовательный ресурс, но как его применить, зависит от человека, его опыта, цели в жизни», — говорит он.
Низкая оценка эффективности бизнес-образования в России, на взгляд декана Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергея Филоновича, связана с огосударствлением экономики. Знания о том, как функционирует рынок, которые даются в бизнес-школах, далеко не всегда можно эффективно применить в России. Важнее то, с кем, где и когда учился, добавляет он.
Татьяна Мартьянова
Ведомости 30.09.2010, 184 (2882)