Несть числа желающим поживиться на ниве поверхностной критики МВА. То напишут, что бизнес делают исключительно самородки-практики, а не выпускники МВА, то наоборот, что МВА — хорошо, но не в России. Новизны в этом давно никакой нет, но страждущие не унимаются, постоянно делая МВА инструментом своих коммерческих целей. Про то, что «в России бизнес-образования никакого нет» чаще всего мы слышим от тех, кто имеет свой гешефт на отправке кандидатов в зарубежные бизнес-школы.
В недавней статье в Inc. с претенциозным названием «Гейтс и Цукерберг колледжей не кончали». 7 взрослых мифов о бизнес-образовании» среди довольно банальных сентенций, находим настоящую россыпь перлов.
Взять миф 3 — Получать бизнес-образование нужно только в России. Понятно, что не только, но и в России тоже, мы так и думали. Ан, это, оказывается, миф. Автор объясняет:
«Российской альтернативы западному бизнес-образованию просто не существует. Как и бизнес-кейсов, написанных об отечественных компаниях. Да, некоторые школы приглашают зарубежных преподавателей и делают совместно с западными партнерами учебные программы достойного уровня. Но это скорее редкие исключения из правила».
Тут любой, кто учился в российской бизнес-школе, может удивиться: «как это нет отечественных кейсов? А на чем же мы учимся полтора года, на кейсе «Дженерал Моторс» образца 1990 года что ли? И почему нет альтернативы, когда есть результат обучения, реализованный на практике»?
В качестве обоснования своего утверждения автор разъясняет: «Достаточно взглянуть на международные рейтинги бизнес-школ: российских в топ-50 мы не увидим».
Слабовато, этак мы многого не увидим в этом многообразном мире. [UPD: уже есть — см. здесь ]. А в мире, среди остальных 8 тысяч бизнес-школ, много хороших, которые пусть и не входят в топ-50 какого-либо из рейтингов. Как-то тупо упираться исключительно в рейтинг, да и само нахождение бизнес-школы в топ-50 в международного рейтинга не является исчерпывающим признаком качественного бизнес-образования, поскольку разные рейтинги фокусируются на разных его аспектах. Про такие вот мифы можно рассказывать, пожалуй, лишь зеленым абитуриентам.
А дальше — правду-матку наотмашь: «За утверждениями о преимуществах отечественного бизнес-образования (помимо искренних заблуждений) часто скрываются банальное незнание английского языка, нежелание уезжать далеко от дома или ошибочные представления о стоимости обучения».
Ну да, не все же бегают по зарубежным университетам, не обремененные семьей и работой. Кое-кто еще и банально бизнесом занимается у себя дома. А так можно подумать, если бы «представление о стоимости обучения» на западе было другим, всех этих людей тут бы не было.
Наконец, подходим к главному, ради чего все вот это писалось, про «Правильное бизнес-образование — это МВА» (естественно, зарубежное).
С точки зрения автора, вот что представляет собой настоящий кандидат для МВА: «Например, вам 25-28 лет, позади бакалавриат хорошего университета и несколько лет работы в международной консалтинговой компании, которая оплатит обучение и примет назад после окончания программы. Или вашей супруге нужна виза, дающая право на работу, пока вы учитесь. Или у вашей семьи — многомиллионное состояние и можно свободно тратить время и деньги. Во всех остальных случаях стоит задуматься о своих целях и способах их достижения».
Вот так выглядит, по версии автора, немифический МВА. И он нисколько не похож на тех, кто заполняет аудитории российских бизнес-школ — менеджеров отечественных компаний, совсем не одержимых идеей получить рабочую визу и свалить за границу, благодаря учебе в западной бизнес-школе. И уж точно нет среди них тех идиотов, которым некуда потратить «многомиллионное состояние»; им напротив, приходится много и интенсивно работать. Так что такой образ годится, скорее, для мальчиков-мажоров и их подружек.
Вот еще сказочный пассаж: «У MBA есть еще «лайт-версия» под названием Executive MBA (сокращенно — EMBA). Это довольно распространенный тип программ для взрослых, который во многом повторяет обычные МВА-программы, но не требует отказа от полноценного трудоустройства. <..> Это удобный маркетинговый инструмент, упрощающий для школ продажу, но далеко не всегда соответствующий интересам учащихся».
Если уж ЕМВА — лайт-версия МВА, то мы совсем заблудились в своем мифическом лесу. Никогда не слышал о том, что программа Executive MBA — «удобный маркетинговый инструмент», да еще «не соответствующий интересам». Вот что бывает после бакалавриата хорошего университета (в некоторых случаях)!
Завершаю комментарии этого опуса последней блестящей цитатой, отнесенной автором почему-то только к выпускнику EMBA — «Статус выпускника ведущего университета дает не только моральное удовлетворение, но и глобальную сеть контактов, а также мало с чем сравнимую ауру в глазах работодателей или потенциальных партнеров».
Вот это сильно сказано — «мало с чем сравнимую ауру в глазах…». Убойный аргумент! Так что, как упорно намекает нам автор, все — в сад, то бишь, — в западные университеты!
Для тех, кому не хватило — см. Источник
Сергей Кравцов, сооснователь себя и своего бизнеса
MBA.SU