Ежегодно рынок делового образования растет. По данным Минэкономразвития, в 2024 году он может превысить 100 млрд рублей, согласно заявлениям заместителя министра экономического развития РФ Татьяны Илюшниковой, сделанным на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024).
Бизнес-школы начали формироваться в конце 80-х годов XX века. Первой по времени основания бизнес-школой в Ленинграде и одной из первых на территории СССР стал Санкт-Петербургский Международный Институт Менеджмента (ИМИСП). 20 июля ИМИСП исполнится 35 лет. За это время бизнес-школа сформировала собственную стратегию, разработала уникальные программы, экосистему для развития топ-менеджеров и сотрудников.
По словам ректора ИМИСП Ярослава Павлова, образование в ИМИСП базируется на нескольких ключевых аспектах: наличие фундаментальных знаний и актуального практического опыта у преподавателей, гибкость в построении программ за счет того, что бизнес-школа является независимой, а также упор на российскую практику.
«Наш подход в том, что любая программа — это не просто набор курсов и тренингов: она должна давать системное представление о бизнесе, которое позволит слушателю сформировать собственную модель управления. Безусловно, она будет у каждого индивидуальной. Наши программы всегда дорабатывались с учетом актуальных задач бизнеса. Мы предпочитали работать не со стандартными кейсами, а с «живыми» историями и потребностями компаний самих слушателей и компаний-партнеров. Так, на программе ЕМВА мы внедрили интеграционное занятие по реализации стратегии на реальном кейсе и с участием топ-менеджмента крупной производственной компании»,- рассказывает Ярослав Павлов.
Он отмечает, что сегодня перед бизнес-образованием стоят объективные вызовы. Основной заключается в том, что класс существующих моделей инструментов управления устарел. «Когда мы берем модель из 60-х годов, то понимаем, что она была придумана в другом мире. Мы можем ее бесконечно адаптировать, но сейчас нужно создавать новые собственные инструменты, отвечающие времени»,- рассуждает Ярослав Павлов.
Сейчас ИМИСП развивает сотрудничество с теми странами, с которыми можно делать реальный бизнес. Например, организуются выездные модули в Турцию. Есть взаимодействие с представителями Узбекистана, Китая, Кореи, Латинской Америки. Но ключевые партнерства остаются в России. «Последние четыре года ИМИСП придерживается стратегии экосистемного подхода. В задачи входит удовлетворить широкий спектр потребностей развития руководителей и их команд. С этой целью мы выстраиваем долгосрочные партнерские отношения с другими бизнес-школами, университетами, бизнесами»,- поясняет Ярослав Павлов.
За 35 лет существования ИМИСП документ об окончании бизнес-школы получили более 35 тыс. человек, из них более 5 тыс. человек закончили длительные программы обучения, и сегодня это те люди, которые составляют управленческую элиту Петербурга и России и успешно развивают свои компании, экономику, страну.
Алла Михеенко
КоммерсантЪ