
Несколько лет назад мы разбирали вопрос с рекомендациями в бизнес-школу и тогда, поняли, что этот вопрос имеет прямое отношение к так называемой «систематической ошибке выжившего» — систематической ошибки отбора, когда есть данные по тем, кто пришел «по рекомендациям», а по тем, кто не пришел, из-за отрицательным рекомендациям нет совсем. Об этом был наш материал «Сколько слушателей приходит в бизнес-школу по рекомендациям или «систематическая ошибка выжившего».
Однако, по прошествии лет бизнес-школы по-прежнему упирают на процент поступающих по рекомендации выпускников (едва ли не достигающий 100 процентов), как на подтверждение качества обучения. У публики создается впечатление, будто рекомендация — есть единственная и главная причина, по которой человек поступил в ту или иную бизнес-школу.
И все это происходит, благодаря благодаря так называемому «сарафанному радио» или word of mouth, кому как нравится. Более того, бизнес-школы сами верят в такую возможность, не задумываясь о том, каким образом в реальности происходит процесс выбора.
Видимо, по мнению приемных комиссий бизнес-школ, дело происходит следующим образом. Желающий поступить на программу МВА обращается к выпускнику какой-либо бизнес-школы, и выслушав рекомендацию (непременно, восторженную), принимает положительное решение и направляет стопы в упомянутую бизнес-школу. Возникает вопрос: а если в зоне досягаемости желающего учиться оказалось несколько выпускников разных бизнес-школ? А если вообще ни одного, что более чем реально, учитывая долю выпускников МВА среди менеджеров?
Предположения о безусловном рефлексе потенциального слушателя МВА на рассказы какого-либо выпускника, заставляющего его носителя безукоснительно следовать чужому мнению, примитивизируют образ будущего слушателя. Наверное, такие тоже встречаются, но, думаем, далеко не все.
Допустим, кто-то рассказал, что у него на МВА была отличная группа, отличные преподаватели и т.д. — о чем это скажет поступающему? Что ровно так же случится и в его случае? Но программа постоянно меняется и состав группы каждый раз разный, да и преподаватели приходят и уходят (иногда, проучившись полтора года, не удается встретиться в топовыми преподавателями, заявленными на сайте бизнес-школы).
Конечно, никто так выбор не делает. Тем более, такой важный, сложный и дорогой выбор.
Согласно исследованию, проведенному в бизнес-школе МИРБИС, 76% поступающих и слушателей в качестве отправной точки поиска бизнес-школы («топ-5») изучают рейтинги бизнес-школ. Дальше, когда очерчен круг возможных бизнес-школ, потенциальный слушатель МВА изучает сайты и ходит на Дни открытых дверей. Вполне возможно, что он собирает сведения о бизнес-школах из социальных сетей и выпускников, если таковые оказываются в ближайшем окружении.
Что окажется решающим доводом, склонившим чашу весов в пользу той или иной бизнес-школы, однозначно сказать нельзя. Может, это более подходящая стоимость программы. Может, это был преподаватель, который впечатлил своими знаниями и харизмой на дне открытых дверей. Может, более удобный период начала программы и т.п. А может, роль сыграла скидка (распространена скидка 10% , которая дается за «приведи друга» или поступление по рекомендации выпускника). Вариантов много, среди них даже совсем нерациональные — знаем случай, когда поступающий на МВА выбрал бизнес-школу потому, что ему понравился ее кампус с бассейном, в котором было удобно релаксировать после занятий. Таким образом, если рекомендация и была в реальности, то она являлась лишь одной из составляющих принятого решения, причем необязательно определяющей.
Теперь обратимся к зарубежному опыту, который, как ни крути, в несколько раз больше отечественного. Поднимается ли в зарубежных бизнес-школах вопрос о количестве студентов, поступающих в бизнес-школу по рекомендациям выпускников? Этого обнаружить нам не удалось (может, кто-то и найдет, тогда просим дать ссылку в комментариях). Можно встретить обсуждения вопроса, например, какое число письменных рекомендаций на МВА от лица людей из бизнеса, администраций или статусных личностей необходимо для заявки на поступление в бизнес-школу. А такого, чтобы кто-то просто пришел поступать на МВА и в приемной комиссии заявил, что поступает по рекомендации выпускника этой бизнес-школы, такого не нашли.
Возможно, отсутствие интереса к проценту поступающих по рекомендациям в зарубежных бизнес-школах связано с тем, что прием на МВА в большинстве бизнес-школ конкурсный (например и Wharton уровень конкурсного приема составил около 24% от числа поданных заявок), и при принятии решения о приеме того или иного кандидата учитывается много показателей. Это — результаты GMAT или GRE, эссе с описанием профессиональных достижений, демонстрирующих инициативу, инновации и личную траекторию роста в сфере финансов или предпринимательства (для Wharton). Среди этих требований рекомендательное письмо, если оно есть, далеко не первое по важности.
Не раз в статьях о процессе выбора программы МВА мы приводили аналогию с покупкой автомобиля в связи с подобием решаемой задачи: сложность продукта, обладающего множеством характеристик, близкая цена, многоступенчатый выбор. Мы никогда не слышали в автосалоне слов о покупке той или иной модели по рекомендациям. Там они не нужны, поскольку это просто слова, которые ничем нельзя подтвердить.
К какому выводу мы приходим? При всем глубоком уважении к бизнес-школам, считаем, что потенциальному слушателю стоит не слишком полагаться на магию больших цифр, а совершать свой выбор, исходя не из рассказов, пускай и очень достойных выпускников, а на основании анализа собственноручно собранной информации.
Мы не претендуем на знание абсолютных истин и будем готовы разместить комментарии несогласных.
М. Селезнёв, MBA.SU